Вы здесь

Разъяснения УФНС России по Костромской области о применении контрольно-кассовой техники в период отсутствия чековой ленты

Действующим федеральным законодательством Российской Федерации право замены подлежащего формированию на контрольно-кассовой технике кассового чека на иной (альтернативный) документ предусмотрено только для случаев осуществления расчётов в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законное право неприменения в таких местностях контрольно-кассовой техники с выдачей взамен кассового чека документа, подтверждающего факт осуществления расчёта между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2017 № 296, установлено пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники в Российской Федерации».

Расчёты, осуществляемые за пределами указанных местностей, в предусмотренных федеральным законодательством случаях в обязательном порядке должны осуществляться с применением контрольно-кассовой техники и, соответственно, с выдачей каждому покупателю сформированного на такой технике кассового чека на бумажном носителе и (или) с направлением сформированного на такой технике кассового чека в электронной форме на предоставленные покупателем (клиентом) до момента расчёта абонентский номер либо адрес электронной почты.

При этом, порядок и форма получения согласия у покупателя (клиента) для направления кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, а также запрет на повторное формирование фискальных документов на бумажном носителе, если обязанность была исполнена путём направления такого документа в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, действующим законодательством не регламентируются.

В тоже время, самым технологичным, быстрым и, соответственно, наиболее удобным способом предоставления данных об абонентском номере или адресе электронной почты для направления на них кассовых чеков в электронной форме, как для покупателя (клиента), так и для продавца – пользователя кассовой техники в настоящее время является способ предъявления до расчёта на кассе двухмерного кода, имеющегося в разделе «Мой профиль» мобильного приложения ФНС России «Проверка кассового чека», которое может быть бесплатно установлено гражданами из сервисов Google Play или App Store.

Согласно опубликованному 16.03.2022 информационному сообщению ФНС России в федеральном разделе новостей официального сайта налоговых органов htpps://www.nalog.gov.ru проблем с обеспечением рынка чековой лентой по данным основных поставщиков такой ленты в Российской Федерации не имеется. Однако, в период переориентации логистических цепочек ожидаются локальные кратковременные перебои с её поставками.

В этой связи на период возможного отсутствия чековой ленты на рынке ФНС России не будет привлекать пользователей кассовой техники к ответственности за отсутствие бумажного чека при условии, что расчёт будет зафиксирован на кассе, в которой чековая лента будет отсутствовать по не зависящим от этих пользователей обстоятельствам. Именно наличие такого объективного обстоятельства, как исчезновение в продаже чековой ленты, а не продажа её по завышенной цене, будет свидетельствовать об отсутствии вины в несоблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

По вопросу невозможности эксплуатирования контрольно-кассовой техники (далее – ККТ, кассовая техника) без чековой ленты необходимо иметь в виду следующее.

Подавляющая часть парка кассовой техники региона, а именно более         70%, либо штатно могут функционировать без распечатки чеков после предусмотренного на ней перевода в соответствующий режим, либо в штатном режиме позволяет направить его по заданному абонентскому номеру или адресу электронной почты в электронном виде.

Следует отметить, что предоставление покупателем данных для отправки кассового чека в электронном виде является его правом, поэтому в случае невозможности расходования чековой ленты на такой ККТ и отказа в предоставлении данных покупателем производителями этой ККТ предлагается указывать адрес электронной почты не покупателя, а пользователя ККТ для возможности последующей распечатки кассового чека не на чековой ленте, а на офисной бумаге с любого персонального компьютера.

Оставшийся парк ККТ области (менее 30%), которая обычно используется исключительно субъектами с минимальным оборотом и объёмом выручки, без распечатки кассовых чеков штатно функционировать не может (для такой ККТ характерен очень малый расход кассовой ленты – только 2-3 рулона за календарный месяц).

Вместе с тем, согласно примечанию к статье 14.5 КоАП РФ, лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка её применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

- на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

В тоже время, мониторинг ситуации с наличием предложений по реализации чековой ленты на территории нашего региона проводится налоговым органом области в ежедневном режиме. Информация для наблюдения за рынком собирается, как из открытых источников в сети «Интернет», так и от официальных представителей операторов фискальных данных и специализированных сервисных центров контрольно-кассовой техники региона.

По полученным в ходе мониторинга данным начавшийся с начала марта текущего года ажиотажный спрос на чековую ленту постепенно и планомерно снижается. В отличие от первой декады марта во второй декаде этого же месяца фиксируются факты поставок заказанной чековой ленты в разумных её объёмах в период не более чем в течение 1-2 суток.

Кроме того, к настоящему моменту запас чековой ленты у основных продавцов такого продукта в нашем регионе с учётом объёмов реализации при условии сохранения ажиотажного спроса на него в среднем составляет 1-2 календарных месяца.

При этом, наряду с фактами роста в начале марта текущего года цены на чековую ленту до уровня в 8 раз превышающего уровень цены, установившийся до начала периода возникшего дефицита этого продукта на рынке Российской Федерации, во второй декаде этого же месяца на территории региона стали фиксироваться факты стабилизации и снижения роста стоимости ленты до уровня не более 37,5 процентных пункта к её первоначальной стоимости.

В свою очередь, с целью минимизации потерь для потребителей чековой ленты в связи с её удорожанием сервисные центры Костромской области практически с самого начала периода возникновения роста цен активно проводят работы по уменьшению межстрочного интервала и шрифта реквизитного состава чека.

Исходя из изложенного, альтернативных действий, позволяющих заменить обязанность применения контрольно-кассовой техники в предусмотренных федеральным законодательством случаях, в том числе из-за отсутствия в продаже чековой ленты, действующим законодательством не предусмотрено.

Только отсутствие в продаже чековой ленты при условии применения контрольно-кассовой техники будет являться объективным обстоятельством для освобождения от административной ответственности пользователя такой техники за невыдачу бумажного кассового чека в связи с отсутствием его вины.

В данном случае рекомендуем торговым предприятиям получать письменный отказ от поставщиков об отсутствии чековой ленты в продаже.

По объективным оценкам профессиональных участников рынка полное исчезновение на рынке и (или) дальнейший рост цены чековой ленты в Российской Федерации, в том числе в нашем регионе, не ожидается.

В заключение, считаем необходимым обратить внимание на то, что в связи с недружественными действиями отдельных государств и со складывающейся экономической ситуацией, а также с целью необходимости изучения предложений и выработке мер поддержки бизнеса и граждан (в том числе для проведения мониторинга обратной связи от налогоплательщиков) при УФНС России по Костромской области действует Региональный ситуационный центр.

По вопросам о функционировании кассовой техники при её применении в предусмотренных федеральным законодательством случаях, рекомендовано хозяйствующим субъектам обращаться в названный Региональный ситуационный центр (например, с направлением соответствующего обращения по адресу электронной почты: sc.r4400@nalog.ru).

четверг, 7. апреля 2022 - 10:40

320x50.gif

300x250.gif

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!