Вы здесь

Основы финансовой грамотности

Низкая правовая грамотность населения оборачивается тем, что планировать свой бюджет и эффективно использовать имеющиеся на рынке финансовые инструменты многие не умеют, а в погоне за быстрой выгодой часто попадаются на уловки организаторов финансовых пирамид и недобросовестных участников рынка финансовых услуг.

Причины, по которым граждане становятся жертвами этих финансовых схем, сводятся к следующему:

  • – это низкая финансовая грамотность населения
  • – желание получить максимальный доход при минимуме затраченных усилий.

Граждане, доверяющие свои средства различным финансовым организациям, предлагающим их скорое и значительное увеличение, должны понимать, что действуют на свой страх и риск, и не забывать печальные примеры прошлых лет, когда люди лишались всех своих накоплений, доверив их недобросовестным финансовым организациям.

Ответственность сторон в таких правоотношениях регулируется Гражданским кодексом РФ.

Вместе с тем, при наличии сведений, что организаторы финансовых пирамид совершали умышленные действия, направленные на хищение денежных средств граждан, в отношении них возбуждались уголовные дела по статье, предусматривающей ответственность за мошенничество (“МММ” ,”Властелина” и др.).

Необходимо сказать, конечно же, и о слабом уголовно-правовом регулировании данной сферы,  в связи с чем доказать вину организаторов финансовых пирамид чрезвычайно сложно.

Вместе с тем, во всех случаях обращений граждан в правоохранительные органы в соответствии с действующим законодательством проводятся процессуальные проверки и принимаются исчерпывающие меры реагирования на выявленные нарушения законности.

Правительством РФ от 25.09.2017 № 2039-р
утверждена Стратегия, призванная обеспечить формирование основ финансово грамотного поведения населения.

Подразумевается, что финансово грамотный гражданин должен как минимум:

  • – следить за состоянием личных финансов;
  • – планировать свои доходы и расходы;
  • – формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;
  • – иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
  • – рационально выбирать финансовые услуги;
  • – жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
  • – знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
  • – быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
  • – знать о рисках на рынке финансовых услуг;
  • – знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
  • – вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Важной составляющей финансово грамотного поведения является способность гражданина осуществлять долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла.

Задачами Стратегии является:

  • – повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий;
  • – разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка.

В рамках Стратегии выделяются следующие целевые группы:

  • – обучающиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
  • – граждане с низким и средним уровнем доходов, склонные к рискованному типу финансового поведения в сложных жизненных обстоятельствах;
  • – граждане пенсионного и предпенсионного возраста и лица с ограниченными возможностями здоровья.
 
Заместитель прокурора Вохомского района
младший советник юстиции    Н.Н. Чичерин
понедельник, 21. декабря 2020 - 10:03

320x50.gif

300x250.gif

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!