АО «Корпорация «МСП», осуществляющее деятельность в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, осуществляет сбор и анализ информации о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Перечень мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в разрезе форм и видов поддержки:
1. Финансовая поддержка (ст. 17 Федерального закона № 209-ФЗ), в том числе:
федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»;
реализуемые Минсельхозом России мероприятия в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы;
иные направления, предусмотренные государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (в том числе реализуемые без привлечения средств федерального бюджета).
Основными направлениями финансовой поддержки являются:
1. Предоставление финансовыми организациями (в том числе, банками) – партнерами участников Национальной гарантийной системы (НГС) кредитов и займов субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки МСП (в том числе, финансовым организациям) с обеспечением в виде гарантий или поручительств участников НГС;
2. Привлечение специализированной финансовой организацией средств в рамках сделок секьюритизации, обеспечиваемых гарантиями и поручительством участников НГС;
3. Обеспечение гарантиями и поручительством участников НГС обязательств субъектов МСП (в денежном эквиваленте), исполняемых ими по заключенным по результатам закупок договорам и контрактам;
4. Предоставление уполномоченными банками Корпорации МСП кредитов субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки МСП в рамках Программы стимулирования кредитования субъектов МСП;
5. Предоставление субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки МСП кредитов АО «МСП Банк».
Развитие дополнительных форм гарантийной поддержки субъектов МСП реализуется за счет создания новых гарантийных продуктов Корпорации МСП, обеспечивающих доступность лизинговых, микрофинансовых и факторинговых операций для конечного получателя – субъекта МСП, а также за счет развития инфраструктуры поддержки субъектов МСП – лизинговых, микрофинансовых и факторинговых организаций, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг субъектам МСП.
Независимые гарантии Корпорации МСП
АО «Корпорация «МСП» способствует развитию малого и среднего бизнеса, предоставляя субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) прямые гарантии для получения банковских кредитов и позволяя воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.
Реализуя свои функции и полномочия, Корпорация выступает гарантом исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств и разделяет с банками риски, связанные с ухудшением финансового состояния заемщика и его неспособностью надлежащим образом обслуживать кредит.
С появлением на рынке гарантийных продуктов Корпорации получение кредитов для субъектов МСП станет более простым и доступным. Корпорация преследует цели значительного повышения объемов кредитования сферы МСП и стимулирования банков к созданию условий доступности кредитных продуктов.
Получение гарантийных продуктов доступно субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах Корпорации.
Наряду с гарантиями Корпорации в качестве обеспечения исполнения кредитных обязательств могут быть привлечены поручительства региональных гарантийных организаций.
2. Имущественная поддержка (ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ).
3. Консультационная поддержка (ст. 20 Федерального закона № 209-ФЗ).
4. Информационная поддержка (ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ).
5. Налоговая поддержка (льготы по налогам для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
2. Фонд развития промышленности
Фонд развития промышленности основан для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. Фонд создан в 2014 году по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ путём преобразования Российского фонда технологического развития.
Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.
Для реализации новых промышленных проектов Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 500 млн рублей, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.
3. АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»
Адрес: 121099, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36
E-mail: asi@asi.ru
Сайт: asi.ru
Российская автономная некоммерческая организация, созданная Правительством России для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах. В частности, для продвижения приоритетных проектов, реализации мероприятий по улучшению предпринимательской среды в России, развитию профессиональных кадров и т. п.. Действует с 11 августа 2011 года. Председатель наблюдательного совета - Владимир Путин.
В 2015 году мы приняли новую трехлетнюю Стратегию АСИ и дали старт целому ряду масштабных проектов, нацеленных на развитие экономики России и повышение качества жизни людей. Основой для Стратегии стал пятилетний опыт Агентства, а главное – сообщество единомышленников, сложившееся вокруг АСИ. Без этих людей, нашего главного актива, осуществить намеченное невозможно.
Национальная технологическая инициатива уже объединила тысячи людей – предпринимателей и экспертов, ученых и учителей, представителей государства и общества. Отметив 2035 год на горизонте, мы вместе решали, на каких принципиально новых рынках Россия может стать глобальным лидером и что для этого нужно сделать. В 2015 году были разработаны первые дорожные карты по развитию сферы беспилотного транспорта (на земле, в небе, на воде) и нейротехнологий.
Это будущее станет настоящим для наших детей – им развивать перспективные рынки, проектировать суда и автомобили без экипажа, расширять знания о нашем мозге и его возможностях, создавать технологии и инструменты. Детей к этому надо готовить. Новая модель дополнительного образования, которую мы разработали, должна пробудить интерес к исследованиям и открытиям, дать представление о том, как все устроено, создать стимул для изобретательства. В России создается целая сеть детских технопарков с современным оборудованием. В прошлом году три таких технопарка уже открылись.
Под потребности экономики будущего должна быть заточена и система подготовки кадров. На чемпионатах рабочих профессий можно убедиться, что нынешний сварщик, к примеру - это специалист высочайшего уровня, работающий на сложнейшем оборудовании. Таких профессионалов надо готовить по современным мировым стандартам, и наше участие в движении WorldSkills International – это возможность получить уникальный опыт и лучшие практики в профессиональном образовании. В 2015 году Россия выиграла право провести в 2019 году мировой чемпионат WorldSkills. Соревнования пройдут в Казани.
Предприниматели отмечают дефицит высококвалифицированных рабочих как одно из основных препятствий для развития бизнеса. Также среди «больных» тем – административные барьеры, бюрократия, недостаток необходимой инфраструктуры, неэффективные меры поддержки. Барометром, который измеряет качество деловой среды в каждом регионе, является Национальный рейтинг инвестклимата в субъектах РФ. В 2016 году Рейтинг охватил все регионы и позволил выявить слабые и сильные стороны в подходах региональных управленческих команд, стал источником лучших практик и базой для подготовки образовательной программы (ее мы реализуем совместно с РАНХиГС). Потрачено немало усилий на реализацию дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы. В 2015 году большая часть всех запланированных мероприятий по созданию условий для ведения бизнеса завершена. Сейчас проходит мониторинг, и мы в постоянной связи с предпринимателями продолжаем решать сложные вопросы в рамках НПИ.
Это не только вопросы подключения к воде и газу, разрешения на строительство, совершенствования корпоративного законодательства, но и поддержка несырьевого экспорта. Так появился «Инвестиционный лифт» - одно окно для экспортеров, где можно получить и консультацию, и финансирование. В конце 2015 года первые пять компаний нашли поддержку в рамках этого механизма.
Еще одна, не менее важная тема для АСИ – это обеспечение нового качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках этого проекта мы хотим поддержать отечественных производителей средств реабилитации и организовать систему индивидуального подбора ТСР для каждого инвалида.
На первый взгляд, инициатив много, и они очень разные. На самом деле все в нашей работе взаимосвязано, а направления работают совместно, дополняя проекты коллег. А объединяет нас то, что мы хотим построить страну, в которой хочется жить и работать.
АО «МСП Банк» реализует государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) с 2004 года и является проводником государственных ресурсов для малого и среднего бизнеса на территории всей страны.
Стратегическая цель Банка - оказание поддержки российским предпринимателям в целях:
диверсификации структуры российской экономики, ее модернизации с упором на развитие инновационной составляющей, повышения ее конкурентоспособности;
развития самозанятости населения, создания качественно новых рабочих мест;
увеличения ВВП и налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты за счет результатов деятельности МСП;
формирования уверенного среднего класса общества с сознательной позицией в отношении социально-экономического развития своего региона и страны в целом.
Основными задачами Банка в области поддержки МСП являются:
обеспечение равных возможностей доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к доступным и долгосрочным финансовым ресурсам на всей территории Российской Федерации, в том числе в регионах со сложной социально-экономической ситуацией и моногородах;
предоставление максимально широкого спектра форм и методов поддержки МСП через банки-партнеры и различные виды организаций инфраструктуры;
обеспечение доступности кредитных ресурсов для приоритетных сегментов МСП, особо нуждающихся в поддержке: производственный сектор МСП, модернизационные, инновационные и ресурсосберегающие, социально и регионально значимые проекты МСП, тем самым, способствуя изменению отраслевой структуры кредитования.
Финансовая поддержка МСП осуществляется по двухуровневой системе, через широкую сеть партнеров:
через банки-партнеры;
через организации инфраструктуры (лизинговые компании, факторинговые компании и микрофинансовые организации).
Получить финансовую поддержку может предприятие или индивидуальный предприниматель, относящийся к категории субъектов МСП и соответствующий требованиям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ:
Для получения поддержки по Программе АО «МСП Банк» необходимо:
проверить, является ли предприятие субъектом МСП;
определить, какой вид услуг необходим: кредит банка, микрозайм, получение основных средств в лизинг, финансирование под уступку денежных средств к дебиторам и т.д.;
обратиться к соответствующему участнику Программы (актуальная информация о партнерах Программы представлена на сайте Банка в разделе «Интерактивная карта»);
получить ответ от партнера (банка-партнера или организации инфраструктуры) после проверки ими соответствия требованиям Программы АО «МСП Банк» и критериям отбора непосредственно самого партнера;
получить необходимый вид поддержки (финансирование/услугу) в случае соответствия всем требованиям и при наличии у партнера неиспользованных средств, выделенных АО «МСП Банк».
Ознакомиться с условиями финансирования МСП через банки или через организации инфраструктуры можно на сайте Банка в соответствующих разделах.
При возникновении вопросов по Программе финансовой поддержки МСП можно обратиться к специалистам Банка или разместить вопрос в разделе сайта «Горячая линия МСП Банка», где он также будет рассмотрен специалистами Банка.
Государственное предприятие Костромской области «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Костромской области» было создано администрацией области в 2010 году в рамках областной целевой программы «Развития субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области на 2009-2013 годы». 21 сентября 2015 года государственное предприятие Костромской области «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Костромской области» было реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Костромской области»
Цель создания Гарантийного фонда - содействие развитию кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Костромской области.
Основной вид деятельности Гарантийного фонда - предоставление поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах и договорах о предоставлении банковских гарантий.
На сегодняшний день Гарантийный фонд заключил более 250 договоров поручительства по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области, работающих в самых разных отраслях: торговля, сельское хозяйство, производство и другие. В общей сумме объем поручительств составил более 790 млн. руб., благодаря чему предприниматели и организации области получили кредиты в Банках на сумму более 2 471 млн. руб. и смогли: открыть новые направления бизнеса, выкупить в собственность недвижимость, приобрести новое оборудование и модернизировать имеющие основные средства, пополнить свои оборотные средства.
Основные параметры программы
максимальный объем поручительства 50% от суммы кредита;
сумма кредита более 1 000 000 руб.;
срок кредита от 12 месяцев;
стоимость поручительства от 1% до 2% годовых от суммы поручительства.
Основные требования к Заемщикам
регистрация и ведение деятельности на территории Костромской области;
деятельность на дату обращения за получением поручительства Гарантийного фонда сроком не менее 6 (шести) месяцев;
отсутствие просроченной задолженности по заработной плате, по налогам, сборам и другим обязательствам перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами;
отсутствие нарушений условий ранее заключенных кредитных, лизинговых договоров (просрочка более 5 дней) за последние 6 месяцев.
Модель работы Гарантийного фонда
Заемщик обращается в Банк с заявкой на предоставление кредита.
Банк рассматривает заявку Заемщика, анализирует финансовое состояние Заемщика и принимает решение о возможности кредитования.
Заемщик и Банк готовят заявку и список документов для Гарантийного фонда.
Банк направляет указанные документы в Гарантийный фонд.
В течение 3 (трех) дней Гарантийный фонд рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности предоставления поручительства. О принятом решении информирует Заемщика и Банк.
При положительном решении Гарантийный фонд, Банк и Заемщик заключают трехсторонний договор поручительства.
Банк предоставляет кредит Заемщику.
Преимущества работы с Гарантийным фондом
Возможность получения кредита при отсутствии достаточного залогового обеспечения;
Простота схемы получения поручительства (не требуется специального предварительного обращения в Гарантийный фонд за получением поручительства). Подача заявки осуществляется через Банк;
Кратчайшие сроки принятия решений (в течение 3-х рабочих дней);
Отсутствие необходимости сбора документов отдельно для Гарантийного фонда (документы на поручительство предоставляются Банком);
Критерии предоставления поручительства Гарантийного фонда являются простыми и понятными и в целом соответствуют критериям выдачи кредита Банком.
Основной целью ОГБУ «Агентство по развитию предпринимательства Костромской области» является комплексная поддержка малых предприятий и индивидуальных предпринимателей направленная на создание благоприятных условий для развития цивилизованного малого и среднего бизнеса в Костромской области, включающее:
- обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к использованию государственного имущества, включая предоставление льгот по арендной плате, в порядке, установленном соответствующими нормативными актами;
- организация социальной рекламы малого предпринимательства;
- поддержка субъектов малого предпринимательства, действующих в инновационной сфере, здравоохранении, образовании, науке, культуре, спорте;
- поддержка молодежного предпринимательства;
- поддержка субъектов малого предпринимательства, действующих в системе жилищно-коммунального хозяйства, туристической индустрии, транспортном обслуживании.
Для осуществления указанных целей ОГБУ «Агентство по развитию предпринимательства Костромской области» осуществляет:
- содействие инкубируемым малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в привлечении инвестиций, в том числе: через инвестиционные компании, венчурные фонды, гранты, фонды поддержки предпринимательства, фонды занятости, отдельных спонсоров и т.п.;
- содействие инкубируемым малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в работе с лизинговыми компаниями и в области франчайзинга;
- обеспечение доступа к средствам телекоммуникаций, учебно-деловой и справочной литературой;
- организация краткосрочных и долгосрочных курсов предпринимателей;
- организация деловых встреч, конференция, выставок, презентаций;
- организация досуга предпринимателей;
- предоставление в аренду офисных и производственных помещений на льготных условиях;
- предоставление консультационных услуг по всем видам производственно-хозяйственной деятельности;
- предоставление услуг в области делового образования и повышения квалификации владельцев бизнеса, их персонала;
- содействие в поиске кадров и формировании команды;
- предоставление услуг по программно-информационному обеспечению;
- предоставление услуг по организации бухгалтерского учета;
- доступ к средствам телекоммуникаций;
- офисная поддержка;
- предоставление маркетинговых и посреднических услуг;
- координация связей между инкубируемыми предприятиями и предпринимателями;
- содействие в области инвестирования, кредитования, поиска партнеров по бизнесу.
В Бизнес-центре есть двадцать офисов площадью 35, 55 и 70 кв.м. Все офисы оборудованы оргтехникой, мебелью, телефоном и интернетом. В 70-ти метровых кабинетах есть кондиционеры.
Аренда оборудованного офиса на льготных условиях составляет:
Первый год аренды - 20% от рыночной цены
Второй год - 40% от рыночной цены
Третий год - 80% от рыночной цены