Вы здесь

Историческая справка

Традиционные промыслы Вохомского края

 

В условиях Вохомского района в связи с отдаленностью от промышленных центров и отсутствия нормальных путей сообщения, при наличии всевозможного вида сырья (лес, глина, шерсть, шкуры, кожи), при наличии рабочей силы имело место развитие кустарной промышленности.

Всего в 1930 году насчитывалось до 72 разновидностей промыслов. Были распространены  гончарный, портняжный, кожевенный, сапожный, кирпичный, обработка металла, бондарный, санный, валянковый, деревообрабатывающий, среди них ткачество, плетение  лаптей, корзин  и другие промыслы.

Причиной возникновения промыслов на территории края является также потребность в домашней утвари и наличие свободного от сельскохозяйственных работ времени у крестьян в зимнее время.

 

Бондарный промысел

6.jpg

Дерево – основной подручный материал, с помощью которого русский человек веками обустраивал и украшал свой быт. Из крепких бревен возводились стены домов, крепостей, храмов. Из дерева крестьяне мастерили орудия труда (сохи, бороны), предметы домашней обстановки (столы, полки, скамьи), различную посуду и утварь. Опытные мастера по дереву – плотники, столяры, бондари, ложкари – без дела не сидели. "Умелые руки голодными не останутся",  – говорит народная пословица. Или, возле леса жить – голода не видеть.

Практически в каждой местности был свой бондарь, который изготовлял бочки и посуду из дубовой, сосновой, еловой, осиновой клепки; емкости для воды, кваса, напитков, для хранения продуктов. Предшественницей бондарной посуды была долбленая посуда, изготовленная из целого ствола дерева.  В быту долбленая и дупляная посуда использовалась человеком для хранения меда и всевозможных сыпучих продуктов. С годами на посуде стали появляться трещины, и был сделан первый шаг к бондарной посуде – изобретен обруч. Мастер изготовлял свои изделия из особых дощечек, которые назывались клепками. Подготовленные клепки хорошо просушивались и только тогда с ними начинали работать. Невозможно представить быт вохомских крестьян без бондарной посуды. Бочки, лагуны, кадушки, ушаты, шайки, ведра, и другая бондарная посуда служила человеку. В Вохму на ярмарку везли свой товар мастера с Вятки, с разных уголков нашего края. Бондарь Павлов Егор, проживавший в деревне Могуята Петропавловского сельсовета Павинского района со своим товаром приезжал в базарные дни. Массовое изготовление деревянной бондарной посуды к середине ХХ века теряет свой смысл, так как на замену ей пришла посуда выпущенная на заводах и фабриках.

 

Гончарный промысел

2.jpg

В нашем крае глиняная посуда была известна с далёких времён. У жителей Вохомского края в конце ХIХ - начало ХХ вв. среди  домашней утвари было большое количество глиняной гончарной посуды. Популярность этих изделий была вызвана прежде всего, их дешевизной и практичностью. Глиняной посудой пользовались и бедные и зажиточные люди. Эта посуда была очень удобна для приготовления пищи в русской печи, переработке молока, хранения продуктов питания. За многие годы гончарного промысла были выработаны традиционные формы и виды гончарной посуды. В нашем крае широко были распространены водянки - большие округлые сосуды для держания воды, корчаги - среднего размера, кринки, молочницы, сметанницы, горшки и плошки. Глиняную посуду изготовляли повсеместно, где были залежи гончарных глин. Всю продукцию реализовывали на рынке в селе Вознесенье-Вохма, городе Котельнич, селах Черновское, Петропавловское.

Когда и где на Вохомской земле зародился гончарный промысел, выяснить не удалось. Известно лишь, что самым крупным центром глиняной гончарной посуды было Обуховское поселение с центром села Троица. Посуду изготовляли и  в деревнях Филатово, Мухино, Выселок, Дор. На Вохме говорили: «Не боги горшки обжигают, а филатовские мужики».

2_0.jpg

В деревне Филатово изготовлением гончарных изделий занимались Адеев Афанасий Алексеевич, Шадрин Иван Григорьевич. Добрая память сохранилась о горшечнике из деревни Дор Илье Грызихине, который переехал в эту деревню с Вятки в довоенные времена. Он изготовлял изделия самого разного вида и назначения: корчаги, водяники, кринки и горшки разных размеров. Старожилы Вохмы вспоминают, что на рынке Илья занимал своими изделиями очень большую площадь. Его все помнят, как одного из самых известных мастеров гончарного дела. Свои изделия он продавал не только на рынке, но и на дому. Борисова М.А. вспоминает, что её мать из деревни Пустошка,  ходила к Илье на Дор за кринками, причём выбирала обычно ту посуду, на которой после обжига появлялись мелкие трещинки-её на рынок мастер не возил, считая не достаточно качественной и отдавая совсем дёшево, иногда и даром.

3.jpg

 

 

Плетение лаптей

7.jpg

Лапти — обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, берёзы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетёная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

         Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестярик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые верёвки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подмётку.

          Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетённые из них лапти звались коренниками. Модели лаптей, изготавливаемые из полос ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой верёвки — крутцы, и даже из конского волоса - волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

1_0.jpg

             Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков.  Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка, так называемое «деревцо» и костяной или железный крючок - кочедык. У мастеров имелось несколько колодок различных размеров и когда они брали заказ на лапти, то сначала снимали мерку с ноги, а потом подбирали подходящее деревцо. Для продажи плели лапти по тем колодкам, какие имелись, и тогда покупатели подбирали себе лапти по ноге.

     Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках. Ткачество – одноиздревнейшихремёсел, одинизсамыхраспространённыхвидов русского народногоискусства.«Какованить, такова и жизнь» - говорили в народе и подходили к процессусозданиятканиоченьответственно.Домотканное полотно часто служило оберегом, охраняя владельца от болезней, злых духов и недоброго сглаза. Домашнее ткачество сохранялось в крестьянской деревне вплоть до 20 века.

 

Ткачество и прядение

9.jpg

 

Прядение и ткачество на Руси являлись обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса, ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. Практически в каждом деревенском доме стоял ручной ткацкий станок. Традиционно длинными осенними и зимними вечерами пряли, а ранней весной до начала полевых работ ткали.

Ткали женщины не только ткань из тонких нитей, годную на бельё, скатерти и полотенца, но и более грубую, которая шла на мешки и портянки. Использовали исключительно натуральное волокно — из крапивы, льна, конопли, хлопка и шерсти. Крестьянки часто окрашивали ткани в разные цвета. Излюбленным цветом на Руси издревле был белый – символ чистоты, красный – символ солнца и чёрный – символ земли.

 

Мастерицы, умевшие выткать красивую узорную ткань, были всегда в почете и зачастую освобождались от повседневных обязанностей.  Процесс приготовления нитей из растительного волокна был очень трудоемок. Осенью, когда приходила пора уборки, лен теребили и оставляли на пару недель в поле, чтобы волокна размягчились. Потом лен сушили и мяли в специальных деревянных мялках, последовательно продавливая пучок льна по всей длине, при этом твердая составляющая, кострика, отделялась. Затем лен трепали, держа пучок льна в одной руке и ударяя сверху вниз деревянным трепалом, отделяя от льняного волокна оставшуюся кострику. После этого, лен чесали щетью.

Для производства пряжи использовались деревянные прялки. Прялки очень часто украшали резьбой и росписью. Волокно для пряжи закреплялось на лопаске прялки с помощью веревки. Пряха садилась на донце прялки и левой рукой работала с куделью, а правой с веретеном.

Нить из кудели получали путем скручивания волокон с помощью деревянного веретена.

Следующим этапом создание одежды и предметов обихода было шитье и вышивка.

 

Кузнечный промысел

10.jpg

На протяжении многих веков в Вохомском крае существовали промыслы по обработке железа,  выполняя значительную роль в жизни деревни. В кузнице ковали различные металлические предметы, снабжая землепашцев сошниками, серпами, косами. Так же ковали предметы необходимые для хозяйства: ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи изготавливали талантливые умельцы. Кузнец был важной персоной на селе.

Мастера могли подковать лошадь и сделать плуг, выковать ограду и изготовить новый замок. Но, безвозвратно, ушли в прошлое имена тех, кто умелыми руками выполнял удивительные по красоте изделия.

В коллекциях Вохомского краеведческого музея наиболее ценными являются изделия русских кузнецов XVIII—XIX веков. Это самые разнообразные по назначению и формам бытовые вещи — сундуки, светцы, сечки, ключи, личины замков и др. Они позволяют судить о высоком мастерстве безымянныхмастеров.

 

Обрабатывающие промыслы

Обрабатывающие промыслы занимали видное место в крестьянском хозяйстве ХIХ – начало ХХ веков. Они вызвали появление целого ряда специальных орудий труда. Трудно переоценить значение льна в крестьянском хозяйстве. Лен это одежда для большой семьи, и невод в озере, и огонь в лампаде. Многовековая культура возделывания и обработки льна, сложившаяся в глубокой древности, существовала почти без изменений до начала ХХ века. Обработка волокна льна проводилась в крестьянских хозяйствах в большинстве случаев орудиями труда, изготовленными из дерева. Вся работа по обработке льна ложилась на женские плечи. Долгими зимними вечерами женщины и девушки, сидя за прялкой, сочиняли частушки, пословицы, поговорки. Если посмотреть на тканые полотенца, подзоры, скатерти, половики, изготовленные руками вохомских мастериц, можно увидеть сколько любви к семье, детям, к родине, к самой жизни вложено в эти изделия.

 

Изготовление долбленых изделий

4.jpg

Известной на Руси долблена посуда была уже в Х-ХII вв., она была широко распространена в нашем крае вплоть до конца XIX века. За многие столетия были выработаны самые разнообразные формы, менялись приемы ее выполнения, использовались различные способы украшения. Образцы деревянной посуды раскрывают удивительное многообразие способов обработки дерева, поражают богатством творческой фантазии, декоративного чутья, технической сноровки безымянных русских мастеров. Хранившаяся на полках вдоль стен, она служила красочным дополнением в убранстве избы наряду с мебелью. Долбленая посуда изготавливалась из капа - нароста в виде наплыва на стволе и корнях березы и других лиственных деревьев. Этот замечательный материал используется народными мастерам и с давних времен.

5.jpg

К праздничной посуде относились ковши, скопкари, братины, ендовы. Наиболее распространенным в нашем крае типом ковша был ковш-скопкарь. Каждый из этих предметов неповторим. Сколько фантазии, мастерства и таланта вложили мастера в создание этих красивых деревянных сосудов-скульптур!

Так, например, ковш двойной с ручками в виде головы утки и головы дракона с зубчатым гребешком на темени передан музею Я.А. Герасимовым, жителем деревни Глазуново Вохомского района. Владелец ковша получил его в наследство «от дедов», которые сами делали подобные вещи.  Следовательно, двойные ковши изготовлялись крестьянами Вознесенской волости, в состав которой входила и территория бывшего Сосновского сельского совета.

Среди предметов, тесно связанных с размеренным укладом северной деревни, особое место принадлежит солонице. Ни одно торжественное событие не обходилось, да и теперь не обходится, без этого предмета. В давние времена солонка считалась семейной ценностью, и ее никогда не продавали. Она же входила в состав приданого невесты и имела большое значение в свадебном обряде: хлебом-солью встречали почетных гостей и молодых после венчания.

В конце XIX века да и в первые десятилетия XX века в народной среде были широко распространены солоницы с хохломской росписью. Их нарядный и радостный облик привлекал деревенского покупателя, поэтому очень скоро они заняли постоянное место в домах вохомских жителей, вытеснив немодные самодельные солоницы.

 

Ложкарный промысел

8.jpg

Наряду с производством крашеной посуды в Нижегородской губернии вырабатывалось огромное количество деревянных ложек. Только в деревнях Семеновской округи в XIX веке ложек вырабатывалось более 3 млн. в год, перед революцией в ложкарном промысле было занято свыше 15 000 крестьян. Ложки тогда резали мужчины, а «крапили», т. е. украшали, женщины. Они применяли узорную печатку, вырезанную в виде звездочки из лесного гриба-нароста. За день мастерица разукрашивала до 1000 ложек, получали за это 12-15 копеек. Ложки различались по форме: баская, полубаская, тонкая, рыбка, межеумок - грубоватая, с более крупным черенком, крестьянская ложка и др. Однако отдельные мастерицы и мастера могли очень красиво и затейливо расписывать ложки, применяя традиционные хохломские орнаменты.

вторник, 13. апреля 2021 - 12:45

320x50.gif

300x250.gif

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!