Алгоритм действий для родителей обучающихся
по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет
Деструктивное поведение - это действия (словесные или практические), направленные на разрушение внешних и внутренних структур; стремление человека нарушить свою внутреннюю гармонию, нанести вред себе или окружающим.
Проявления у несовершеннолетнего деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих, общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и иные).
ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОКРУЖАЮЩИМ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ
- намеренное нарушение социальных отношений (революционные действия, террористические акты, перевороты, протестные движения с агрессивными проявлениями, экстремизм);
- причинение физического ущерба другим людям (побои, драки (регулярные и/или массовые);
- моральное унижение других людей, провоцирование конфликтов, участие в травле (буллинге);
- сквернословие, жестокость к животным (пытки, умерщвление, издевательства);
- вандализм (порча неодушевленных предметов, разрушение памятников архитектуры, произведений искусства и др.)
- экоцид (нанесение вреда объектам природы).
ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ
- действия с риском для жизни и (или) здоровья (паркур, зацепинг и иные);
- интернет- зависимость, патологическая страсть к азартным играм;
- суицидальное поведение, суицид
КАКИЕ ПРИЗНАКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНЫ ВАС НАСТОРОЖИТЬ
Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но ДОЛЖНО ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
- * повышенная возбудимость (преувеличенная и/или несоответствующая эмоциональная реакция: смеется без повода или смеется над смертью, плачет без повода или плачет при позитивных сообщениях, агрессивно реагирует на незначительные замечания или шутки), тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;
- * зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессиям утрата прежнего эмоционального контакта с близкими людьми;
- * проявление навязчивых движений;
- * избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги);
- * неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям
- * стремление показать свое «бесстрашие» окружающим, нелюдимость, отчужденность в школьной среде, в семейно- бытовых взаимоотношениях, отсутствие друзей, низкие навыки общения.
ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ
- * использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную);
- * нежелание следить за своим внешним видом;
- * наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове;
- * появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить.
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ (ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ)
- конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге)
- ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (ребенок угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку)
- проявление интереса к неприятным зрелищам, «ужастикам», частый просмотр фильмов со сценами насилия, суицида
- участие в неформальных асоциальных группах сверстников (безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению)
- трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»)
- навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины либо просто заштриховывает бумагу)
- пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения)
- жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми
- увлечение компьютерными играми, содержащими сцены насилия и жестокости
- участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами
- резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски школьных занятий, потеря интереса к любимому учебному предмету)
- подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.)
- появление у ребенка информации, которую он пытается утаить от родителей (законных представителей) (ведет переписку (общается по телефону) с неизвестными взрослыми собеседниками;
- заводит на семейном компьютере чаты и отдельные папки, на которые установлен пароль; хранит в смартфоне фотографии с участками местности, помещений, зданий или изображений с фрагментами карты населенного пункта без объяснений причин;
- ребенок срочно (внезапно) выходит из дома под различными предлогами в позднее время суток.
- использование в речи новых, нехарактерных для Вашего ребенка выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.
Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.
Чтобы справиться с возникшей проблемой, родителю нужно понять, что вызвало такое поведение ребенка, какова причина деструктивного поведения.
Современное прогрессивное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе также негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на детей: стремительный темп жизни, вседозволенность, легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия.
Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, Интернета, компьютерных игр.