Вы здесь

Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста как участников дорожного движения

Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста как участников дорожного движения»

Детский организм находится в состоянии становления, и многие процессы подвижны и неустойчивы. Ребенок подвержен разного рода травматизму, особенно на дороге, в силу своего психофизиологического развития и особенностей высшей нервной деятельности:

  • незрелость и непостоянство;
  • быстрое истощение нервной системы;
  • преобладание процессов возбуждения над процессами торможения и непроизвольности  психических  процессов  над  произвольностью;
  • слабость  развития  самоконтроля  действия;  
  • неумение  прогнозировать и реально  оценивать  ситуации;  
  • отсутствие  чувства  опасности;
  • негативизм;  
  • переоценка  своих  возможностей;  
  • склонность  к риску как способу самопознания и др.

Ребенок до 8 лет плохо распознает источники звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум) и слышит только те звуки,  которые ему интересны.

Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Поэтому машины справа и слева остаются им не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени, что бы отреагировать на опасность нужно значительно больше. У взрослого пешехода, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 -1 сек. Ребенку требуется для этого 3-4 секунды. Ребенок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Надежная ориентация направо-налево приобретается не ранее,  чем в восьмилетнем возрасте. У младших школьников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств, т.е. ребенок убежден, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут остановиться так же мгновенно, как и игрушечные. Разделение игровых и реальных условий происходит у ребенка в школе постепенно. Внимание ребенка сосредоточено только на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание , ребенок может устремиться к ним на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся  мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина. Ребенок не осознает ответственность за собственное поведение на дороге, не прогнозирует к каким последствиям приведет его поступок для других участников дорожного движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

 

среда, 8. ноября 2017 - 8:27