Вы здесь

Ответственность СМИ за нарушение законодательства о противодействии экстремизму

Правовое регулирование вопросов противодействия экстремизму осуществляется Конституцией РФ, Законом РФ «О средствах массовой информации», Федеральными законами «О противодействии экстремистской деятельности», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» (ст. 11) и Законом РФ «О средствах массовой информации» (ст. 4) прямо запрещено распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.
Понятия таких материалов и такой деятельности даны в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности».
Основная суть экстремизма – это действия, сопряженные с возбуждением социальной, расовой, национальной или религиозной розни, либо нарушением прав людей по этим признакам (от унижения до убийства), а также насильственные посягательства на государственную власть, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, призывы к этой деятельности и ее оправдание.
Многие из перечисленных деяний можно осуществить путем распространения информации, а значит, и при помощи СМИ.
Средства массовой информации края также не были замечены в подобной деятельности.
Вместе с тем, следует помнить, что за распространение экстремистских материалов, свастики, экстремистской символики следует административная или даже уголовная ответственность (ст.ст. 20.3, 20.29, 13.15 КоАП РФ, ст.ст. 280, 282, 280.1, 205.2 УК РФ).
В частности, уголовная ответственность наступает за публичные призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности, возбуждение национальной вражды и ненависти.
Кроме ответственности для лиц, разместивших такие материалы, может последовать и ответственность непосредственно для средства массовой информации, вплоть до прекращения деятельности (ст.ст. 8 и 11 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»).
Помимо прочего, запрещается действующим законодательством (ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», ст. 13.15 КоАП РФ):
- распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена (список таких организаций имеется на сайте Минюста РФ);
- публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»);
- распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (Конституционный суд РФ разъяснил, что подобная деятельность приравнивается к информационному пособничеству терроризму);
- распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера (национальность соискателя) (ст. 13.11.1 КоАП РФ).
Необходимо отметить, что те же принципы и запреты закреплены в законодательстве в отношении распространения информации через сеть «Интернет».
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установил запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, права и обязанности ее распространителей, а также способы ограничения к ней доступа.
Указанные ограничения устанавливаются законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и необходимы для поддержания стабильной социально-политической обстановки в стране и в отдельно взятом регионе, а также профилактики экстремистских проявлений.
 
 
Заместитель прокурора района
 
советник юстиции                                                                                      Е.А. Добрина