Вы здесь

В КРАЮ ЛЕСОВ

Тихон... Край лесов. На крутом берегу Вохмы-реки расположилось небольшое село. С трех сторон окружают его поля. А дальше на таких же просторных полях-полянах в окружении лесов расположились деревни Заречье, Малое и Большое Сокерино. Суров и по-своему красив этот северный край. Может быть, сама природа наложила на характер здешних жителей отпечаток простой душевной доброты, гостеприимства и трудолюбия.

Интересна история тихоновского края. Людская память хранит немало легенд о жизни и борьбе тихоновских старожилов за правду и свою свободу.
Возникновение и развитие централизованного русского государства в 15 веке способствовало еще большему закабалению крестьян. К началу 17 века они уже не могли уйти от своего помещика. Убегая, селились в лесах, выбирая места, недоступные для соглядатаев помещиков.
Пробираясь из ветлужского края на север, группа беглых крестьян облюбовала место для поселения среди лесов на крутом берегу реки Вохмы.
Но не долго пожили вольно первые поселенцы. Их скит (так называлось поселение в старину) обнаружили монахи Петрецовского монастыря. Они поселились рядом со скитом, образовав монастырь, которому присвоили название святого Тихона.
В 1649 году Земской собор принял «Уложение царя Алексея Михайловича», которое окончательно закрепостило крестьян. Помещики получили право возвращать беглых крестьян независимо от давности побега. Тут-то и нагрянули на вольнолюбивый скит помещичьи ищейки. «...И случилась гарь великая...» - пишет летописец. Жители скита, уходя из этих мест, поджигали свои жилища и от пожара загорелся лес. Вал огня прошел на десятки верст вокруг. «Из монастыря было видно сохатого на 10 верст...».
Шли годы. Поднимался на гарях новый лес. Монастырь расширялся. Неподалеку от него пролегла дорога Вятка – Великий Устюг. Местность вдоль реки постепенно заселялась. И, как сторож над всей округой, стоял на горе монастырь.
Во второй половине 17 века русское государство потряс новый мощный взрыв. Крестьянская война под предводительством Степана Разина зажгла искру надежды на лучшую жизнь и у крестьян этого таежного края. Голытьба заволновалась. Нашлись свои предводители. Они собрали небольшой отряд и хотели пробраться на Унжу, куда доходили отряды Степана Разина. Прежде чем уйти из этих мест, они решили потрясти толстосумов-купчишек и монахов. С этой целью поселились у дороги Вятка – Великий Устюг. Монахи сразу же окрестили их разбойниками, а речку, у которой они жили, назвали Разбойницей (позже на ней образовалась деревня Разбойница).
В одну из ночей разбойники под предводительством Орлова напали на монастырь и, забрав драгоценности и продукты, решили на плотах спуститься по реке Вохме до Ветлуги, а там уйти на Унжу к отрядам Степана Разина, но монахи опередили их. Там, где была деревня Застава, они устроили на реке завалы, чтобы задержать отряд Орлова.
Силы были неравны. Видя безвыходное положение, Орлов приказал бросить все имущество и драгоценности в воду со словами «будь у Вохмы золотое дно». Многие товарищи Орлова погибли в неравной схватке и лишь трое (Орлов, Жарков, Варжа) вырвались из кольца и стали уходить на юг. Вскоре их догнали монахи. В новой схватке погиб Жарков. Через несколько верст на остатки отряда снова навалилась ватага монахов. Тогда Варжа, чтобы спасти Орлова, бросился им навстречу и погиб. Орлов после гибели товарища переплыл реку, но вскоре был пойман и убит.
Народ не забыл имена тех, кто первыми подрывали устои крепостного права. Именем Жаркова названа деревня Жарки (в Семеновском сельсовете), именем Варжи – деревня Варжа (там же), а в память о предводителе крестьян Орлове возникла деревня Орловица (в Лапшинском сельсовете).
Легенду-быль рассказал Валерий Васильевич Чигарев.
Проживает в селе Троица Вохомского района.