Вы здесь

Методические рекомендации - По разработке модельных актов

 

Методические рекомендации
по разработке муниципальных нормативных правовых актов и юридико-техническому оформлению муниципальных нормативных правовых актов
 
Настоящие Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение субъектами правотворческой инициативы при подготовке и оформлении муниципальных правовых актов, носящих нормативный и ненормативный характер.
При подготовке настоящих Методических рекомендаций использованы следующие законодательные и иные нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации с внесенными 30.12.2008 поправками//«Российская газета». – 21.01.2009. - № 7.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//СЗ РФ. - 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (ред. от 17.03.2009)//СЗ РФ. - 18.08.1997. - № 33. - Ст. 3895.
4. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. от 26.05.2009)//«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». - 04.06.2007. - № 23.
5. Закон Костромской области от 11.01.2007 № 106-4-ЗКО «О нормативных правовых актах Костромской области» (ред. от 13.04.2009)//«СП - нормативные документы». - 24.01.2007. - № 4 (64).
6. Постановление Костромской областной Думы от 16.12.2008 № 3512 «О правилах оформления проектов законов Костромской области и проектов постановлений Костромской областной Думы».
7. Распоряжение администрации Костромской области от 16.06.2009 № 180-ра «Об утверждении инструкции по делопроизводству в администрации Костромской области».
 
Судебная практика
 
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»//«Российская газета». - 08.12.2007. - № 276.
 
Научная, справочная, методическая литература:
 
1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М.: Юридическая литература, 1982.
2. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М.: Юридическая литература, 1991.
3. Лызлов Д.Н., Картухин В.Ю. Юридическая техника: учебное пособие. – М.: Ось-89, 2009.
4. «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 № вн2-18/490)
 
Понятие муниципального правового акта
 
1. Понятие муниципального правового акта закреплено статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ), согласно которой это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Отсюда основными признаками муниципального правового акта являются:
- он может быть принят по вопросам местного значения, по вопросам осуществления переданных государственных полномочий, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления;
- муниципальный правовой акт может быть принят непосредственно населением в порядке референдума (схода граждан) либо органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, наделенными правом принятия (издания) муниципальных правовых актов в пределах их компетенции;
- муниципальный правовой акт обязательно должен быть документально оформлен, т.е. иметь письменную форму;
- муниципальный правовой акт обязателен для исполнения на всей территории муниципального образования;
- вышеуказанные признаки распространяются как на правовые акты, имеющие признаки нормативности, т.е. на акты устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила, так и на акты, имеющие индивидуальный характер.
- муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;
- муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, принимаются органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
- муниципальный правовой акт может носить нормативный или индивидуальный характер.
2. Что такое нормативный акт?
Согласно пункту 2 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Ф6едерации от 04.05.2007 № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», при подготовке нормативных правовых актов рекомендуется использовать Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы:
«Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».
При определении, является ли муниципальный акт нормативным, также возможно использовать постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Так, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
При этом пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации уточнено, что при решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений.
Согласно статье 3 Закона Костромской области от 11.01.2007 № 106-4-ЗКО «О нормативных правовых актах Костромской области» нормативный правовой акт Костромской области - официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенных Уставом Костромской области и законами Костромской области порядке и форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.
Приведенные понятия позволяют заключить, что принадлежность муниципального акта к нормативно-правовому можно определить при наличии следующих существенных признаков нормативного правового акта:
-официальный письменный документ
- издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом в установленных порядке и форме;
- наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
3. В соответствии со статьями 7, 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеющими прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования являются устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан).
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
4. Не являются нормативными правовыми актами акты индивидуального применения, а также акты, рассчитанные на однократное применение или обращенные к конкретным лицам.
Однако, если в правовом акте, наряду с индивидуальными предписаниями имеется хотя бы одна правовая норма, такой акт рассматривается в качестве нормативного правового акта.
5. Издание нормативных правовых актов в виде писем, телеграмм, памяток не допускается.
 
Подготовка муниципального нормативного правового акта
 
6. Муниципальные нормативные правовые акты (далее – МНПА) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Костромской области, а также по инициативе органов местного самоуправления в пределах их компетенции (далее – ОМСУ). Однако при этом необходимо помнить, что ОМСУ обладают полномочиями по принятию МНПА только в случаях, прямо установленных федеральным и региональным законодательством. Как органы публичной власти они действуют только в пределах того, что им разрешено федеральным и региональным законодательством.
Проект МНПА подлежит согласованию с заинтересованными лицами. Проект МНПА, оказывающий влияние на доходы или расходы бюджета подлежит направлению в финансовый орган на заключение, в котором дается оценка финансовых последствий принятия соответствующих решений для бюджета.
Согласование проекта МНПА оформляется визами. При наличии возражений проект МНПА визируется с замечаниями, которые оформляются на отдельном листе (на бланке) органа местного самоуправления, подписываются соответствующим руководителем (его заместителем) и прилагаются к указанному проекту (его копии) либо создаются в форме электронного документа и подписываются руководителем (его заместителем) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Подготовка проекта МНПА может возлагаться на одно или несколько структурных подразделений органа местного самоуправления с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.
Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов могут создаваться рабочие группы.
В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов МНПА разработчик проекта МНПА размещает проект МНПА на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
При подготовке МНПА проводится его правовая экспертиза, а также антикоррупционная экспертиза в установленном муниципальными правовыми актами порядке и согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Если в соответствии с федеральным или региональным законом разработка проекта МНПА влечет за собой необходимость признания утратившим силу ранее изданного МНПА или его частей, одновременно с проектом МНПА должен быть разработан в установленном порядке проект МНПА о признании утратившим силу ранее изданного МНПА или его частей.
Подготовленный проект МНПА до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие федеральному и региональному законодательству, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы органа местного самоуправления.
 
Структура МНПА
Общие требования, предъявляемые к структуре и содержанию проектов МНПА
 
7. Структура МНПА должна обеспечивать логическое развитие вопроса, являющегося предметом его правового регулирования.
Логическая структура МНПА, как правило, состоит из трех основных частей:
- вводная часть (может включать в себя преамбулу и главу «Общие положения», несет значительную идеологическую нагрузку, устанавливая мотивировку принятия нормативного правового акта, цели и задачи его принятия);
- основная часть (самая объемная, несет основную смысловую нагрузку, развивает и детализирует общие положения, закрепленные во вводной части нормативного правового акта);
- заключительная часть (играет вспомогательную роль, устанавливая порядок вступления документа в силу, признавая ряд нормативных правовых актов утратившими юридическую силу, а также регулируя отношения, которые могут возникнуть до окончательного и полного вступления в силу всех положений нового нормативного правового акта (переходные положения).
Содержание проекта МНПА должно с наибольшей полнотой отражать предмет его правового регулирования, обеспечивать согласованность и не допускать противоречий с другими МНПА, действующими в данной области, облегчать его правильное понимание и дальнейшую реализацию.
8. Текст проекта МНПА не должен содержать общие, абстрактные формулировки типа: «повысить внимание», «решительно улучшить» и тому подобные. Не допускается также использование в проекте нормативного правового акта таких сокращенных выражений как, например, «и т.д.», «и т.п.», «и др.», которые, к тому же, могут быть истолкованы как коррупциогенный фактор.
9. Одним из важнейших элементов юридической техники является понятийный аппарат нормативного правового акта, в том числе используемая при его создании терминология.
Термин определяется как слово или состоящее из нескольких слов выражение, которое обозначает строго определенное понятие, огражденное точными пределами, твердыми рамками. Термин должен адекватно отражать содержание того или иного понятия, быть стилистически нейтральным.
Понятие – это отражение явлений объективной действительности в их существенных признаках. Следовательно, понятие в отличие от термина является более «расплывчатым», неконкретным выражением.
Дефиниция – традиционно рассматривается как краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления.
Как правило, дефиниции размещаются в общих положениях, в начале нормативного правового акта.
10. Грубыми ошибками считается помещение дефиниции в преамбулу нормативного правового акта, (повтор дефиниций из других нормативных правовых актов).
11. Требования к использованию юридических понятий и терминов в нормативных правовых актах:
- однозначность, т.е. один и тот же термин должен употребляться в том или ином нормативном правовом акте только в одном значении;
- устойчивость, т.е. термин должен сохранять свой особый смысл в каждом новом нормативном правовом акте;
- единство терминологии, т.е. используемые термины должны быть тождественны и не противоречить терминам, содержащимся в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, законах Костромской области;
- общепризнанность, т.е. термины должны употребляться в соответствии с общепризнанной терминологией. При использовании понятий необходимо исходить из общепринятых определений, содержащихся в словарях;
- стилистическая нейтральность.
12. Не допускается обозначение в нормативных правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в нормативном правовом акте.
13. В нормативном правовом акте даются определения вводимых в нем новых юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.
14. Если в тексте проекта акта неоднократно употребляется то или иное понятие, выражаемое словосочетанием, то оно дается полностью в той норме, где использовано впервые. При этом в скобках в именительном падеже указывается сокращенное обозначение, которым данное понятие обозначается в последующих положениях проекта закона.
15. Наименование органов местного самоуправления, иных органов и организаций и их структурных подразделений, а также должностей соответствующих должностных лиц воспроизводится в проекте МНПА в точном соответствии с их официальным наименованием (полным, сокращенным или условным), предусмотренным положением (уставом или иным официальным документом).
В проекте МНПА допускается использование как полного, так и сокращенного наименования подразделения, установленного учредительным документом данного подразделения.
 
Элементы нормативной структуризации МНПА
 
16.В систему официальных реквизитов МНПА муниципального нормативного правового акта (далее - нормативного правового акта) включаются:
1) герб (эмблема) муниципального образования - если у муниципального образования имеется своя официальная символика;
2) наименование формы (вида) МНПА;
3) указание на орган местного самоуправления, должностное лицо, принявшее акт (в целях определения компетенции данного органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления);
4) наименование (заголовок) МНПА;
5) дата принятия (издания) МНПА;
6) регистрационный номер МНПА;
7) подпись лица, официально уполномоченного подписывать соответствующий акт с указанием должности, фамилии и инициалов должностного лица подписание акта неправомочным лицом может повлечь недействительность акта в том смысле, что документ не будет обладать необходимой юридической силой;
8) источник официального опубликования (обнародования);
9) дата (срок) вступления в силу.
17. Наименование МНПА отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть кратким, точным, четким и в то же время максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию МНПА определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
Наименование пишется с прописной буквы, отвечает на вопрос «о чем?» принят (издан) акт. Точка в конце наименования не ставится.
Акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают, затрудняют систематизацию и понимание МНПА. Особенно они неудобны при ссылках на них в других МНПА.
Перечислять в наименовании МНПА все изменяемые им муниципальные правовые акты нет необходимости. Для облегчения восприятия наименования в нем либо должна быть определена тематика вносимых изменений, например, «О внесении изменений в отдельные муниципальные нормативные правовые акты в части совершенствования мер в области противодействия коррупции», либо указано, в связи, с чем вносятся изменения в акты: «О внесении изменений в отдельные муниципальные нормативные правовые акты в связи с совершенствованием вопросов муниципальной службы».
Конкретизация наименования акта о внесении изменений возможна только в том случае, если изменения вносятся не более чем в два акта.
Например:
«О внесении изменений в решение Собрания представителей «О муниципальной службе в (наименование муниципального образования)» и «Перечень должностей муниципальной службы в (наименование муниципального образования)».
Кроме того, следует избегать наименований, которые правоприменителем могут быть истолкованы неоднозначно.
18. Преамбула (введение) - самостоятельная часть, которая определяет мотивы его принятия, цели и задачи, но не является обязательной.
Структурные единицы акта не могут иметь преамбулу.
Преамбула МНПА:
1) не содержит самостоятельные нормативные предписания;
2) не делится на статьи;
3) не содержит ссылки на другие акты, подлежащие признанию утратившими силу и (или) изменению в связи с изданием данного акта;
4) не формулирует предмет регулирования проекта акта;
5) не нумеруется;
6) не содержит определений понятий.
В преамбуле к нормативному правовому акту рекомендуется указывать акты федерального законодательства, законодательства Костромской области и соответствующую правовую норму устава муниципального образования, составляющие правовую основу (правовые основания) для принятия (издания) данного акта.
При указании в преамбуле правовых оснований принятия МНПА, законодательные акты должны указываться с учетом их юридической силы, т.е. сначала указываются акты высшей юридической силы, потом подзаконные акты. При равной юридической силе акты указываются в хронологическом порядке, т.е. по дате.
19. Основная (содержательная) часть нормативного правового акта содержит нормы права, регулирующие соответствующие общественные отношения, и в зависимости от его объема и логики содержания имеет следующие основные структурные единицы:
1) разделы;
2) главы;
3) статьи (пункты).
При этом, в законодательных актах употребляются, как правило, следующие структурные единицы по нисходящей:
1) часть;
2) раздел;
3) глава;
4) статья.
Структурная единица «раздел», если в законодательном акте нет глав, не вводится.
Возможно, деление крупных систематизированных актов на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.
20. Текст нормативного правового акта может иметь также иные структурные единицы, обусловленные особенностями оформления конкретного вида нормативных правовых актов.
Статья (пункт) нормативного правового акта содержит одно или несколько нормативных предписаний (правовых норм или правил повеления). Названия статей (пунктов) должны быть лаконичными и четко сформулированными, отражать их содержание.
Статьи (пункты) близкого содержания значительных по объему нормативных правовых актов объединяются в главы, которые, как правило, нумеруются арабскими цифрами и имеют наименование.
Например:
«Глава 2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления»
Главы нормативного правового акта могут объединяться в разделы. Раздел имеет порядковый номер, обозначаемый, как правило, римскими цифрами, и наименование.
Например:
«РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ»
21. Статья акта (например, устава муниципального образования) может состоять из частей, нумеруемых в пределах данной статьи арабскими цифрами с точкой.
22. В частях статей акта могут содержаться пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, и подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
23. В нормативных правовых актах пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой или арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
24. В отдельных случаях статьи, части, пункты и подпункты частей в статьях актов, а также пункты и подпункты иных нормативных правовых актов могут подразделяться на абзацы.
25. Статьи (пункты) в пределах всего нормативного правового акта должны иметь сквозную нумерацию.
26. Структурные единицы текста нормативного правового акта, за исключением преамбулы и пунктов нормативного правового акта, могут иметь заголовки.
27. Приложение к нормативному правовому акту, как и преамбула, является факультативным элементом структуризации. Материалы, содержащиеся в приложениях, выполняют, как правило, вспомогательную роль по отношению к основному содержанию нормативного правового акта. В приложениях обычно помещаются таблицы, образцы документов, различные перечни (лиц, органов, работ, мероприятий и т.д.).
Важно, если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, перечни, то они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие статьи проекта акта должны иметь ссылки на эти приложения.
Приложение должно иметь заголовок и гриф, которые связывают его с основным текстом проекта акта. Указанные реквизиты помещаются в правом верхнем углу приложения.
 
Способы логического изложения нормативного правового акта как элемент юридической техники
 
28. Основываясь на законах формальной логики (закон тождества, закон противоречия, закон достаточного основания), в науке и практике выделяются следующие основные требования к изложению текста нормативного правового акта:
- последовательность изложения;
- отсутствие противоречий и повторов (дублирования);
- соответствие структуры нормативного правового акта логике изложения правовых предписаний;
- убедительность;
- обоснованность;
- полнота правового регулирования.
29. Текст нормативного правового акта излагается преимущественно в утвердительной форме с использованием глаголов в настоящем времени с соблюдением официально-делового стиля языка и юридической терминологии. Предложения строятся в соответствии с общепринятыми правилами русского языка (орфографическими, пунктуационными, синтаксическими). Правила орфографии содержат сведения о правописании слов. Правила пунктуации устанавливают систему знаков препинания и помогают членить текст на предложения, устанавливать связи между словами в предложении. Синтаксические же правила помогают правильно строить предложения, выбирать наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений, которые более подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.
30. Основное требование, предъявляемое к употреблению лексических средств в тексте нормативного правового акта с целью достижения его четкости, ясности, простоты и доступности для понимания, - это ясность.
Средствами достижения ясности являются:
- использование простых слов, выражений;
- отказ от использования сложных конструкций;
- отказ от злоупотребления иностранными словами, канцелярскими оборотами, архаичными выражениями; допускается использование терминов иностранного происхождения, ставших в русском языке общеупотребительными, допускается также использование новых иностранных терминов, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения;
- использование однозначных формулировок;
- правильное использование официально установленных наименований;
- не допускается перенасыщение текста специальными, узкопрофессиональными терминами;
- не допускается употребление устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.
31. Основой языковой организации текста нормативного правового акта является нормативное предложение.
При построении нормативного правого акта должны использоваться констатирующие, утвердительные и повествовательные предложения. Не допускается использование соединительных союзов «а», «но», «да», «не то», «хоть» и т.д.
При перечислении условий, все из которых должны быть выполнены, не допускается использование союза «или» («либо»). При перечислении условий, из которых достаточно выполнения лишь одного, не допускается использование союза «и».
Не используются такие слова, как: «обычно», «нередко», «в случае необходимости», «только», «исключительно», «по возможности», а также иные слова, которые могут привести к неоднозначной трактовке положений акта.
Нежелательным является употребление большого числа условий в предложении (установление отношений «если…то»; «в случае…», «в случаях, когда…», «если иное не предусмотрено…»), поскольку это осложняет понимание текста.
32. Важнейшая единица текста – слово.
Общий принцип изложения нормативных предписаний – отсутствие жаргонов (разновидность речи людей, объединенных общностью интересов, занятий) и иной просторечной лексики (например: нехватка, самогон, брага, сводничество, приобретение товаров «на стороне»).
Использование в тексте аббревиатур является нежелательным.
При подготовке нормативного правового акта также рекомендуется избегать дублирования норм, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в законах субъекта Российской Федерации, в других актах муниципального образования, за исключением случаев, когда воспроизведение положений данных актов обусловлено необходимостью последовательного и системного изложения норм в проекте акта.
В проекте акта не допускается установление обязанностей для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также наделение их какими-либо полномочиями.
33. Количественные и порядковые числительные до девяти включительно обозначаются буквенным способом, от 10 и выше – цифровым способом с использованием арабских цифр.
Порядковые числительные, обозначаемые цифрами, требуют добавления через дефис падежного окончания.
Например:
«…не позднее 10-го дня месяца».
Числительные, образованные с добавлением элемента «кратный», пишутся слитно.
Например:
«восьмикратный»;
«в пятикратном размере».
Дробные числительные в тексте проекта акта предпочтительнее обозначать буквенным способом.
Например:
«Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава».
При указании процентов, технических данных в таблицах и диаграммах применяется цифровой способ. Знак процента обозначается словом.
Например:
«в размере 14 процентов».
Десятичные дроби обозначаются цифровым способом.
Например:
«…0,5 процента»;
«…14,5 года».
Денежные суммы обозначаются цифровым способом.
Например:
«300 рублей».
 
Способы связей между нормативными правовыми актами
 
34. .В общем и целом,ссылки в структурных элементах нормативного правового акта на другие его структурные элементы, а также на федеральные законы, законы субъекта Российской Федерации, их отдельные положения используются в случаях, если необходимо показать взаимную связь указанных норм, либо избежать повторений.
Правильное применение системы связей между нормативными правовым актами и отдельными нормами права позволяет избежать повторов, дублирования и перенасыщения правового материала.
Виды связей:
1) отсылки (к нормативным правовым актам более высокой юридической силы либо равно юридической силы, либо к актам меньшей юридической силы). Распространены ошибки при изложении отсылочных норм: отсылка к правовой норме, которая, в свою очередь, также содержит отсылку; отсылка к нормативному правовому акту, который уже признан утратившим силу; неправильное указание реквизитов, в том числе наименования, нормативного правового акта, к которому делается отсылка.
2) бланкетные нормы(также не содержат в своей структуре полного изложения тех или иных предписаний, но указывают на другие правовые предписания, которые приняты или могут быть приняты);
3) предписания, принять какой-либо нормативный правовой акт или осуществить правовое регулирование определенной области общественных отношений (при их формулировании следует указывать только вопросы, требующие нормативно-правового регулирования; называть орган, которому предлагается подготовить соответствующий нормативный правовой акт; устанавливать дату и срок, в течение которого органы должны подготовить и принять соответствующий нормативный правовой акт);
4) указание на более высокий или равный по юридической силе нормативный правовой акт (закон), во исполнение которого принят нормативный правовой акт (в подзаконных актах является обязательным).
 
Ссылки на структурные единицы данного МНПА и на другие МНПА
 
35. Ссылки в статьях, главах, разделах на другие статьи, главы, разделы, а также на ранее принятые МНПА применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений. Ссылка делается для того, чтобы либо пояснить какое-то правовое положение, либо указать на взаимосвязь правовых положений.
При ссылке в тексте проекта акта на структурный элемент иного акта указывается конкретный структурный элемент, начиная с наименьшего.
Части статьи, не имеющие нумерации, а также абзацы при ссылке на них в тексте проекта акта обозначаются словами. При этом первым считается тот абзац, с которого начинается часть, пункт или подпункт, в составе которого он находится.
В случае наличия в МНПА ссылки на структурную единицу законодательного акта (законодательного акта, в том числе полностью изложенного в новой редакции) или иного МНПА, независимо от указанных в ссылке реквизитов, применению подлежат положения этой структурной единицы законодательного акта, МНПА с учетом всех внесенных в нее (в него) изменений, которые вступили в силу на день возникновения необходимости применения указанных положений.
Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) МНПА. Ссылки на утратившие силу МНПА и на не вступившие в силу МНПА недопустимы.
При необходимости сделать ссылку в МНПА на законодательный акт указываются его следующие реквизиты в следующей последовательности:
1) вид законодательного акта (например: федеральный закон);
2) дата его подписания (например: 06.10.2003);
3) регистрационный номер (например: № 131-ФЗ);
4) наименование (например: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Примеры:
1) регулируются Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
 
Оформление неоднократных ссылок
 
36. При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт или МНПА при первом его упоминании применяется следующая форма:
Пример:
В соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон «О политических партиях»).
Иногда по редакционным причинам при первом упоминании законодательного акта бывает невозможно сделать запись «(далее - Федеральный закон «О ...............»)». В таких случаях запись «(далее - Федеральный закон «О ...............»)» вообще не делается, а при всех последующих упоминаниях законодательного акта указываются дата его подписания и регистрационный номер.
 
Оформление ссылок на кодексы Российской Федерации
 
37. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
Примеры:
1) регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации;
2) в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации;
3) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается, так как нумерация статей кодекса является сквозной, и при ссылках на конкретную статью кодекса нет необходимости указывать часть кодекса, в которой она располагается.
Примеры:
1) регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) в порядке, установленном статьей 20 Налогового кодекса Российской Федерации;
3) в соответствии со статьей 924 Гражданского кодекса Российской Федерации.
 
Оформление ссылок на статью устава муниципального образования
 
38. При ссылках на статьи устава муниципального образования или на устав муниципального образования, реквизиты решения представительного органа, утвердившего устав муниципального образования, не указываются.
 
Последовательность указания структурных единиц МНПА при ссылках
 
39. При необходимости дать ссылку не на весь МНПА, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Пример: регулируются пунктом 4 части 2 статьи 10 устава муниципального образования.
Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.
Примеры:
1) подпункт «а» пункта 2 части 1 статьи 5;
2) подпункт «в2» пункта 1 части 2 статьи 5.
 
Оформление ссылок на абзацы
 
40. Обозначения абзацев указываются словами.
Примеры:
1) абзац второй части 1 статьи 1;
2) в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1.
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
Пример:
Статья 2. Вопросы местного значения поселения
2. ................. : (абзац первый части 2)
1) ……...……. : (абзац первый пункта 1 части 2)
а) ………...…. : (абзац первый подпункта «а» пункта 1 части 2)
.................. ; (абзац второй подпункта «а» пункта 1 части 2)
.................. ; (абзац третий подпункта «а» пункта 1 части 2).
 
Ссылки на акты разной юридической силы
 
41. Ссылки в МНПА могут даваться на МНПА высшей (устав муниципального образования) или равной юридической силы. Ссылки на конкретные МНПА низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются.
Например:
ссылка в решении представительного органа на постановление или распоряжение местной администрации.
 
Недопустимость ссылок на отсылочные нормы других МНПА
 
42. В тексте МНПА недопустимы ссылки на нормативные предписания других МНПА, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
 
Оформление внесения изменений
 
43. Внесением изменений считается:
1. замена слов, цифр;
2. исключение слов, цифр, предложений;
3. исключение структурных единиц, не вступившего в силу акта;
4. новая редакция структурной единицы акта;
5. дополнение структурной единицы акта новыми словами, цифрами или предложениями;
6. дополнение акта структурными единицами;
7. продление действия акта или его структурных единиц.
44. В МНПА о внесении изменений в акты:
1. наименование акта начинается со слов «О внесении изменения (изменений) в решение (постановление)  от … №…;
2. в начале текста МНПА в обязательном порядке указывается перечень актов (вид акта, дата подписания и регистрационный номер), вносивших изменения в основной акт ранее;
3. если МНПА, вносивший изменения в основной (первоначальный) акт, признан утратившим силу, то такой акт в перечне не указывается;
4. изменения должны вноситься только в основной МНПА, а не в изменяющие его акты, вносить изменения в основной акт путем внесения изменений в изменяющий его акт недопустимо;
5. вносимые изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения, при этом изменения следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы;
6. структурная единица акта излагается в новой редакции в случаях, если необходимо внести существенные изменения в текст данной структурной единицы акта либо в неё уже ранее неоднократно вносились изменения;
7. при необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин «цифры», а не «числа». При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин «слова»;
8. статьи не имеют наименования;
9. статьи делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений;
10. пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Например:
«Статья 1
Внести в Устав муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденный решением Думы города № от 26 февраля 2007 года № 41 «О принятии Устава муниципального образования городского округа город N (в новой редакции)» (с изменениями, внесенными решениями Думы города № от 11 марта 2008 года № 95) следующие изменения:
1)…….;     (пункт 1)
2) ……;     (пункт 2)
3) …….:     (пункт 3)
а) …….;      (подпункт «а» пункта 3)
4)……..       (пункт 4)»
или
Внести в Устав муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденный решением Думы города № от 26 февраля 2007 года № 41 «О принятии Устава муниципального образования городского округа город N (в новой редакции)» (с изменениями, внесенными решениями Думы города N от 11 марта 2008 года № 95) следующие изменения:
…….;     (абзац первый)
…….;     (абзац второй)
…….:     (абзац третий)
……..     (абзац четвертый)».
45. Если при подготовке МНПА выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, а также если в акт неоднократно вносились изменения, которые затрудняют чтение и применение нормативного правового акта, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый акт.
 
Признание утратившими силу нормативных правовых актов и их отдельных положений
 
46. Нормативные правовые акты могут признаваться утратившими силу:
1. полностью, при этом отдельными позициями указывается сам акт, а также все акты, которыми в текст основного акта ранее вносились изменения;
2. частично (утрачивают силу отдельные структурные единицы, в том числе абзацы), при этом отдельными позициями указывается как сама структурная единица акта, так и все акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения.
47. В нормативных правовых актах, содержащих перечни актов, признаваемых утратившими силу (отмене), указывается вид акта, подлежащего признанию утратившим силу (отмене), дата подписания, регистрационный номер и его наименование. Название таких нормативных правовых актов начинается со слов «О признании утратившим силу решения (постановления) от…№…» либо «Об отмене решения (постановления) от…№…».
48. Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей (пунктом) в проекте акта, устанавливающем новое регулирование, может быть самостоятельной статьей (пунктом) в проекте акта о внесении изменений в акты и признании утратившими силу некоторых актов, а также может быть самостоятельным проектом акта.
49. Каждый нормативный правовой акт включается в перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
50. Если в акте имеются статьи (пункты), которыми признавались утратившими силу ранее изданные акты, то при необходимости признать утратившими силу данный акт он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей (пунктов).
51. В перечни нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются акты временного характера, срок действия которых истек.
Следует иметь в виду, что если признается утратившим силу МНПА, которым ранее признавался утратившим силу другой МНПА, то этот другой МНПА не становится действующим.
Для того чтобы стали действовать правовые нормы, которые в нем содержались, необходимо принять его заново с прежними наименованием и содержанием.
 
Вступление МНПА в силу
 
52. Для каждого МНПА должна быть определена дата его вступления в силу, поскольку момент его вступления в силу имеет важное значение.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). При этом под правами, свободами и обязанностями человека и гражданина понимаются права, свободы и обязанности человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. Тем самым закрепляется, что официальное опубликование (обнародование) закона или иного нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина, является необходимым условием их вступления в силу.
Официальным опубликованием МНПА считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Нарушение установленных правил введения МНПА в действие, в том числе правил их опубликования (обнародования) является одним из оснований для признания МНПА судом недействующим полностью или в части. Такие акты не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
53. В статье о вступлении в силу употребляется словосочетание «вступление в силу». Не следует употреблять словосочетание «введение в действие», а также иные аналогичные словосочетания.
-Положения о порядке вступления МНПА в силу должны быть предельно четкими и ясными для правоприменителей, то есть должна быть полная определенность в том, какая структурная единица МНПА в какой конкретно день должна вступить в силу.
Например:
Настоящее решение вступает в силу после дня его официального опубликования.
54. В случае если необходимо установить для МНПА, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина, особый порядок вступления в силу (или его структурных единиц), отличный от общего порядка, устанавливаются и общий (после официального опубликования), и особый порядки вступления в силу отдельных структурных единиц МНПА. В норме о порядке вступления в силу МНПА прописываются оба варианта (и общий, и особый порядки).
Примеры:
1. Настоящий МНПА вступает в силу после дня его официального опубликования, за исключением частей 2 и 3 настоящего МНПА.
2. Части 2 и 3 настоящего МНПА вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования настоящего МНПА.
или
1. Настоящий МНПА вступает в силу после дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 части 3 настоящего МНПА.
2. Пункт 2 части 3 настоящего МНПА вступает в силу с 1 января 2014 года.
или
3. Настоящий МНПА вступает в силу после дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2013 года, за исключением положений, для которых настоящим МНПА установлены иные сроки вступления их в силу.
4. Пункт 2 части 3 настоящего МНПА вступает в силу с 1 марта 2014 года.
5. Пункт 7 части 4 настоящего МНПА и пункт 2 части 6 настоящего МНПА вступают в силу с 1 июля 2014 года.
Порядок вступления в силу всегда устанавливаетсявпоследнем пунктеМНПА.
Например:
1. Настоящее решение вступает в силу по истечении десятидней после дня его официального опубликования, за исключением частей 2 и 5 настоящего МНПА.
2. Часть 2 настоящего решения вступает в силу по истечении тридцатидней после дня официального опубликования настоящего МНПА.
3. Часть 5 настоящего решения вступает в силу по истечении сорока дней после дня официального опубликования настоящего МНПА.
 
Установление сроков вступления в силу МНПА
 
55. Срок вступления в силу МНПА (его структурных единиц) определяется конкретной датой, а не промежутком времени. Не рекомендуется использовать такие формулировки, как «вступает в силу со дня официального опубликования, но не позднее 1 января 2011 года».
Срок вступления МНПА в силу, который более одного дня, может указываться в двух вариантах:
1) вступление в силу с конкретной даты;
2) вступление в силу по истечении какого-то конкретного срока.
Например:
Настоящий МНПА вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
или
5. Настоящий МНПА подлежит официальному опубликованию в ….. (указать печатное средство массовой информации).
6. Настоящий МНПА вступает в силу 1 января 2013 года.
В исключительных случаях возможно, чтобы вступление МНПА в силу было обусловлено внешним событием, которое неизбежно должно наступить.
Например:
Часть 1 статьи 18 настоящего Устава утрачивает силу, а часть 1.1 статьи 18 настоящего Устава вступает в силу по истечении срока полномочий Собрания депутатов … созыва (указать созыв Собрания депутатов, который принял настоящее решение).
или
Часть 3 статьи 23 настоящего Устава утрачивает силу, а часть 31 статьи 23 настоящего Устава вступает в силу по истечении срока полномочий избирательной комиссии, сформированной Собранием депутатов до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2009 № 357-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Указание на конкретную дату вступления МНПА в силу является более предпочтительным, поскольку не ведет к разночтениям и не дает возможности различного толкования срока вступления в силу. При вступлении МНПА в силу с определенной даты применяется следующая формулировка:
Например:
вступает в силу с 1 января 2014 года
или
вступает в силу с 15 июля 2014 года.
Во избежание возможных расхождений в толковании срока вступления МНПА в силу рекомендуем применять формулировку, в которой расчет производится в днях:
Например:
вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования»
или
вступает в силу по истечении одиннадцати дней после дня его официального опубликования.
Срок вступления в силу отдельных структурных единиц МНПА по необходимости может исчисляться как со дня вступления в силу МНПА, так и со дня его официального опубликования.
Например:
3. Настоящий МНПА вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением частей 14 и 15 настоящего МНПА.
4. Части 14 и 15 настоящего МНПА вступают в силу по истечении одного года после дня вступления в силу настоящего МНПА.
или
3. Настоящий МНПА вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением частей 14 и 15 настоящего МНПА.
4. Части 14 и 15 настоящего МНПА вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего МНПА.
В случае если предполагается, что МНПА должен вступить в силу через значительный промежуток времени после дня его официального опубликования, рекомендуем указывать конкретную дату вступления его в силу. Период между днем официального опубликования и днем вступления МНПА в силу не должен быть слишком длительным.
Если в МНПА, не затрагивающем права, свободы и обязанности человека и гражданина указано, что он вступает в силу со дня официального опубликования, дата вступления в силу будет совпадать с днем первого полного официального опубликования в печатном средстве массовой информации.
Если предполагается, что МНПА должен вступить в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, отсчет начинается со дня, следующего за днем официального опубликования. Днем вступления в силу будет день, следующий за последним днем указанного срока (десяти дней).
Например:
МНПА был официально опубликован 1 января 2013 года. При формулировке «по истечении десяти дней после дня его официального опубликования» он вступит в силу с 12 января 2013 года.
День офиц. опубл.   +    10 дней           +          день вступл. в силу = 12.01.2013
(01.01.2013)     (02.01.2013 - 11.01.2013)               (12.01.2013)
Возможно поэтапное вступление в силу для структурных единиц МНПА, устанавливающего новое правовое регулирование, а также для структурных единиц МНПА, вносящего изменения в иные МНПА. Все структурные единицы, вступающие в силу одновременно, объединяются в одну часть.
Например:
3. Настоящий МНПА вступает в силу после официального опубликования, но не ранее 1 января 2013 года, за исключением положений, для которых настоящим МНПА установлены иные сроки вступления их в силу.
4. Часть 2 настоящего МНПА вступает в силу с 1 марта 2013 года.
5. Часть 3 настоящего МНПА вступает в силу с 1 июля 2013 года.
Если отдельные структурные единицы МНПА вступают в силу в разное время (поэтапно), то днем вступления в силу самого МНПА считается дата, указанная в самом первом пункте, затрагивающем порядок вступления в силу данного МНПА.
Например:
3. Настоящий МНПА подлежит официальному опубликованию в ….. (указать печатное средство массовой информации).
4. Настоящий МНПА вступает в силу с 1 марта 2013 года, за исключением части 2 настоящего МНПА.
5. Часть 2 настоящего МНПА вступает в силу с 1 января 2013 года.
В приведенном примере датой вступления в силу МНПА является 1 марта 2013 года (а не 1 января 2013 года).
Отдельные структурные единицы МНПА, устанавливающего новое правовое регулирование, не должны вступать в силу раньше, чем сам МНПА.
МНПА должен вступать в силу с ближайшей ко дню его официального опубликования даты, далее по времени могут поэтапно вступать в силу отдельные структурные единицы данного МНПА, если это необходимо.
Например:
3. Настоящее Положение вступает в силу после дня его официального опубликования, за исключением частей 10, 14 раздела 2 и пункта 1 части 19 раздела 4 настоящего Положения.
4. Часть 10 раздела 2 настоящего Положения вступает в силу с 1 июля 2013 года.
5. Часть 14 раздела 2 и пункт 1 части 19 раздела 4 настоящего Положения вступают в силу с 1января 2013 года.
(МНПА официально опубликован в печатном средстве массовой информации от 31 декабря 2012 года).
В случае если устанавливаются этапы для вступления в силу одной, двух или трех структурных единиц МНПА, то они конкретно указываются в разделе о порядке вступления в силу МНПА.
Например:
3. Настоящее Положение вступает в силу после дня его официального опубликования, за исключением частей 10 и 14 настоящего Положения.
4. Часть 10 настоящего Положения вступает в силу с 1 июля 2013 года.
5. часть 14 настоящего Положения вступает в силу с 1 января 2014 года.
В случае если устанавливаются этапы для вступления в силу более чем трех структурных единиц МНПА, то в структурной единице о порядке вступления в силу МНПА применяется формулировка «за исключением положений, для которых настоящей частью (пунктом) установлены иные сроки вступления их в силу» или «за исключением положений, для которых настоящим МНПА установлен иной срок вступления их в силу».
Например:
Настоящий МНПА подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением положений, для которых настоящим разделом установлены иные сроки вступления их в силу.
Часть 24 настоящего МНПА вступает в силу с 1 марта 2013 года.
Часть 38 настоящего МНПА вступает в силу с 1 июля 2013 года.
Часть 44 настоящего МНПА вступает в силу с 1 октября 2013 года.
В случае пакетного внесения муниципальных правовых актов, сроки вступления в силу проекта основного МНПА, устанавливающего новое правовое регулирование, и проекта МНПА о внесении изменений в МНПА в связи с принятием основного МНПА должны совпадать.
Дата вступления МНПА в силу должна быть более поздней, чем дата его первого полного официального опубликования, либо совпадать с датой его официального опубликования. МНПА не может вступить в силу раньше, чем он будет официально опубликован.
Некорректное оформление на примере федерального закона:
В тексте Федерального закона от 12 апреля 2007 года № 50-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» было указано, что он вступает в силу с 1 апреля 2007 года.
Государственной Думой данный законодательный акт был принят 23 марта 2007 года, Советом Федерации одобрен 30 марта 2007 года, Президентом Российской Федерации подписан 12 апреля 2007 года, а официально опубликован 20 апреля 2007 года.
Для таких ситуаций предусмотрена возможность распространения действия измененного МНПА на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу МНПА о внесении изменений.
На примере Налогового кодекса Российской Федерации:
Положения подпункта 31 части 3 статьи 149 и подпункта 41 пункта 1 статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, и применяются до 1 января 2017 года.
Недопустимо, чтобы срок вступления в силу МНПА (его структурных единиц) большей юридической силы ставился в зависимость от вступления в силу МНПА меньшей юридической силы или чтобы этот срок предполагалось определить в МНПА меньшей юридической силы.
Недопустимо, чтобы срок вступления в силу МНПА (его структурных единиц) ставился в зависимость от вступления в силу других (еще не принятых) МНПА.
Например, некорректной формулировки:
3. Пункт 9 части 1 статьи 4 настоящего Устава вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции.
Недопустимо также, чтобы срок вступления в силу МНПА (его структурных единиц) ставился в зависимость от вступления в силу других (еще не принятых) МНПА, тематика которых нечетко определена.
Например, некорректной формулировки:
Пункт 2 части 8 настоящего МНПА вступает в силу со дня вступления в силу соответствующего МНПА.
Если условия для действия какой-то нормы МНПА еще не созданы, то следует дождаться их появления и только после этого внести изменения в соответствующий МНПА, дополнив его необходимыми нормативными предписаниями.
Недопустимо, чтобы срок вступления в силу МНПА (его структурных единиц) определялся в другом (еще не принятом) МНПА.
Например, некорректной формулировки:
Части 4 и 10 настоящего МНПА вступают в силу в порядке, определенном в МНПА «О муниципальной службе».
Недопустимо частичное вступление в силу структурной единицы МНПА (вступление в силу «в части .....................»).
Например, некорректной формулировки:
4. Настоящий МНПА вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением части 2 настоящего МНПА.
5. Часть 2 настоящего МНПА в части финансирования органов местного самоуправления на основе нормативов вступает в силу с 1 января 2013 года.
В случае если какие-то положения одной и той же структурной единицы начинают действовать раньше, какие-то позднее, то необходимо говорить не о вступлении в силу этих положений, а о порядке их применения. Иными словами, структурная единица должна вступать в силу целиком, но для отдельных ее положений может быть установлен порядок применения с определенного срока или неприменения до определенного срока.
Например:
3. Настоящий МНПА подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 января 2012 года.
4. Положения части 2 настоящего МНПА в части финансирования органов местного самоуправления на основе нормативов применяются с 1 января 2013 года.
или
3. Настоящий МНПА подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 января 2012 года.
4. Положения части 2 настоящего МНПА в части финансирования органов местного самоуправления на основе нормативов не применяются до 31 декабря 2012 года включительно.
или
3. Настоящий МНПА подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 января 2013 года.
4. Часть 2 настоящего МНПА в части финансирования органов местного самоуправления на основе нормативов применяется с 1 января 2014 года.
Недопустимо устанавливать порядок применения правовой нормы до дня ее вступления в силу.
 
Временное приостановление действия вступивших в силу отдельных положений базового МНПА
 
56. Возможно временное приостановление действия вступивших в силу отдельных положений основного МНПА без признания их утратившими силу.
«Приостановление действия» означает, что правовое положение вступило в силу, действовало какое-то время, но на определенный, строго обозначенный период времени не должно порождать правовых последствий.
После истечения периода приостановления действия правового положения оно вновь начинает автоматически работать в полном объеме вплоть до признания его в установленном порядке утратившим силу или до нового приостановления его действия.
Недопустимо приостанавливать действие вступивших в силу положений МНПА, вносящих изменения в МНПА (его структурные единицы), а также признающих утратившим силу МНПА (его структурные единицы), поскольку внесение изменений в МНПА (его структурные единицы) и признание утратившим силу МНПА (его структурных единиц) представляют собой действия, носящие разовый характер.
 
Обратная сила
 
57. По общим правилам МНПА, ухудшающие положение правоприменителей, обратной силы не имеют.
Так, в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Недопустимо придавать обратную силу положениям МНПА о приостановлении действия структурных единиц МНПА.
Недопустимо придавать обратную силу положениям МНПА о признании МНПА или их структурных единиц утратившими силу.
В случае необходимости придать обратную силу какому-то из положений МНПА со дня вступления в силу ранее вступившего в силу МНПА, то по возможности следует указывать конкретную дату, а не употреблять формулировку «со дня вступления в силу МНПА от ............... № ... «О ...............».
 
Соотношение даты вступления в силу МНПА и его официального опубликования
 
58. В случае если дата вступления в силу МНПА подвергалась изменениям, она в обязательном порядке должна быть более поздней, чем дата официального опубликования МНПА, которым эти изменения вносились.
Допускается изменение в сторону сокращения срока вступления в силу подписанного уполномоченным должностным лицом и официально опубликованного МНПА только в случае, если срок вступления в силу такого МНПА еще не наступил и имеется достаточно времени для его корректировки.
Например:
В декабре 2011 года был принят и официально опубликован МНПА, вступление в силу которого предполагалось с 1 января 2013 года. Если возникла необходимость приблизить срок вступления в силу указанного МНПА и перенести его на 1 ноября 2012 года, то такое действие возможно только в том случае, если имеется достаточно времени для того, чтобы изменяющий МНПА был принят представительным органом и официально опубликован в срок до 31 октября 2012 года, то есть до наступления вновь установленного срока вступления в силу. В такой ситуации изменяющий МНПА должен иметь статью о вступлении его в силу со дня официального опубликования.
Допускается перенос вступления в силу принятого и официально опубликованного МНПА на более поздний срок только в случае, если срок вступления в силу такого МНПА еще не наступил и имеется достаточно времени для его корректировки.
Например:
В декабре 2011 года был принят и официально опубликован МНПА, вступление в силу которого предполагалось с 1 января 2012 года. Если возникла необходимость отложить срок вступления в силу указанного МНПА и перенести его на 1 января 2013 года, то такое действие возможно только в том случае, если имеется достаточно времени для того, чтобы изменяющий МНПА был принят и официально опубликован в срок до 31 декабря 2011 года, то есть до дня наступления первоначально установленного срока вступления в силу. В такой ситуации изменяющий МНПА должен иметь статью о вступлении его в силу со дня официального опубликования.
 
Дата вступления в силу структурных единиц МНПА
 
59. В случае, если необходимо, чтобы какая-то структурная единица МНПА начала действовать с определенной даты, эту дату следует прописывать в норме о порядке вступления в силу данного МНПА, а не в тексте других норм.
Если в тексте МНПА уже содержится какая-либо дата, то при необходимости замены в тексте МНПА этой даты внесение соответствующего изменения следует осуществить до дня ее наступления.
Например:
Для корректного внесения изменения по замене даты, к примеру, дату «1 января 2012 года» датой, «1 января 2013 года» необходимо, чтобы изменяющий МНПА был официально опубликован не позднее 31 декабря 2011 года и при этом содержал норму о вступлении его в силу со дня официального опубликования.
Если в основном МНПА имеются структурные единицы, которые вступают в силу позднее самого МНПА, то тексты таких структурных единиц могут подвергаться изменению как до их вступления в силу, так и после. Вступление в силу изменяющего МНПА не влечет за собой автоматического одновременного вступления в силу измененной структурной единицы базового МНПА. Измененная структурная единица вступит в силу в соответствии с положениями базового МНПА о порядке вступления в силу.
В случае дополнения МНПА новыми структурными единицами, которые поэтапно должны вступить в силу, более крупная структурная единица, дополняющая МНПА, должна вступать в силу раньше, чем наполняющие ее более мелкие структурные единицы.
Например:
При дополнении МНПА новой статьей:
корректно:
Статья вступает в силу с 1 мая 2010 года, за исключением части 1 настоящей статьи.
Часть 1 вступает в силу с 1 января 2011 года.
некорректно:
Статья вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением части 1 настоящей статьи.
Часть 1 статьи вступает в силу с 1 мая 2010 года.
При дополнении части новым пунктом (части новым подпунктом):
корректно:
Пункт 2 части 1 вступает в силу с 1 мая 2010 года, подпункт 3 пункта 2 части 1 – с 1 января 2011 года.
Некорректно:
Пункт 2 части 1 вступает в силу с 1 января 2011 года, подпункт 3 пункта 2 части 1 – с 1 мая 2010 года.
Не допускается изложение целиком в новой редакции структурной единицы МНПА, если новая редакция вступает в силу поэтапно и при этом повторяет структуру прежней редакции соответствующей структурной единицы. Если в новой редакции структурной единицы имеется деление на такие же структурные единицы, какие были в прежней редакции, и при этом предусматривается поэтапное вступление в силу структурных единиц новой редакции, изменения следует вносить без изложения структурной единицы в новой редакции целиком.
Пример:
Статья 3 МНПА ранее состояла из частей 1, 2 и 3. Принимается новая редакция статьи, которая также состоит из частей 1, 2 и 3. При этом новая редакция статьи должна вступить в силу с 1 января 2013 года, а новая редакция части 3 – с 1 марта 2013 года.
Если необходимо, чтобы до 1 марта 2013 года действовала прежняя редакция части 3, то данное изменение следует оформлять не путем изложения раздела целиком в новой редакции, а следующим образом:
1. Внести в статью 3 МНПА следующие изменения:
1) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 3. (наименование)»;
2) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. (наименование)
..................... .»;
3) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. (наименование)
..................... .»;
4) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. (наименование)
..................... .».
2. Настоящий МНПА подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением пункта 4 настоящего МНПА.
3. Пункт 4 настоящего МНПА вступает в силу с 1 марта 2013 года.
Если необходимо, чтобы до 1 марта 2013 года действовала прежняя редакция пункта 2 части 1, то данное изменение следует оформлять не путем изложения части целиком в новой редакции, а следующим образом:
1. Внести в часть 1 МНПА от … № …. следующие изменения:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1) ..................... ;»;
2) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2) ..................... ;»;
3) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3) ..................... .».
2. Настоящий МНПА вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением пункта 2 части 1 настоящего МНПА.
2. Пункт 2 части 1 настоящего МНПА вступает в силу с 1 марта 2013 года.
Например:
Часть 10 МНПА ранее состояла из трех пунктов. Принимается новая редакция части, которая состоит из четырех пунктов и должен вступить в силу с 1 января 2013 года, но пункт 4 данной части (которой не было в предыдущей редакции) может вступить в силу позднее — например, с 1 марта 2013 года.
1. Внести в часть 10 МНПА от ….. № ….. изменение, изложив ее в следующей редакции:
«10. (наименование)
1) ..................... .
2) ..................... .
3) ..................... .
4) ..................... .».
2. Настоящий МНПА вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением абзаца шестого части 1 настоящего МНПА.
2. Абзац шестой части 1 настоящего МНПА вступает в силу с 1 марта 2013 года.
 
МНПА временного характера
 
60. МНПА временного характера в заключительной части, разделе должен содержать не только дату вступления его в силу, но и указание на срок действия. В некоторых случаях информация о сроке действия МНПА содержится в наименовании МНПА.
Например:
«Об утверждении долгосрочной целевой программы на 2012-2015 годы»
В исключительных случаях МНПА временного характера, направленные на достижение определенной цели регулирования, не имеют указаний на срок их действия. Окончание действия таких МНПА не определяется и автоматически прекращается с достижением поставленной цели.
При принятии последующего МНПА с аналогичной целью регулирования следует в установленном порядке признавать предыдущий МНПА утратившим силу.