Вы здесь

Государственный контроль (надзор) при проведении внеплановых проверок

Основным законом, обеспечивающим права предпринимателей в процессе осуществления государственного контроля (надзора), является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федерального 294-ФЗ).

При этом особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора).
К примеру, особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора определены в ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в частности, касающиеся предмета, оснований проведения внеплановой выездной проверки.
Предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности требований пожарной безопасности.
Основанием для проведения внеплановой проверки, в том числе,  является наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории, а также поступление в орган государственного пожарного надзора сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
Особенности осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности установлены ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которые касаются согласования с органом прокуратуры внеплановой выездной проверки, уведомления проверяемого лица, сроков проведения проверки.
В соответствии с положениями названной нормы закона внеплановая выездная проверка по информации о фактах нарушений обязательных требований промышленной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, окружающей среде, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера Ростехнадзором может быть проведена незамедлительно без согласования с органом прокуратуры, но с обязательным извещением органа прокуратуры.
Предварительное уведомление проверяемого лица по указанным основаниям, не допускается.
Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.
Аналогичным образом в силу положений ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации может быть незамедлительно проведена внеплановая выездная проверка Инспекцией труда по информации о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.
При осуществлении государственного жилищного надзора также может быть проведена внеплановая выездная проверка без согласования с органом прокуратуры и предварительного уведомления проверяемого лица по основаниям, установленным ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, между тем извещения органа прокуратуры о проведении такой проверки, не требуется.
При проведении внеплановой выездной проверки соблюдения миграционного законодательства в соответствии с ч. 7 ст. 32 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок проведения такой проверки не может превышать 7 рабочих дней.
При этом независимо от имеющихся особенностей проверка проводится всегда на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ проведение проверки без распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа контроля (надзора) является грубым нарушением требований настоящего закона и влечет за собой недействительность результатов проверки.
Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре) влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
 
И.о. прокурора района                                                                           
 
советник юстиции                                                                                      Е.А. Добрина