Вы здесь

Понятие налога и сбора.

Статья 57 Конституции Российской Федерации закрепляет положение о том, что уплата налогов является конституционной обязанностью граждан и требует надежного правового обеспечения этих отношений.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст.8 Налогового кодекса РФ).
Налоги и сборы обладают рядом признаков, на которых основывается законность и правомерность их взыскания. К таким признакам относятся:
1) обязательность;
2) безвозмездность;
3) денежная форма;
4) публичность и нецелевой характер налогов.
Обязанность уплаты налогов носит конституционно-правовой характер. Каждый хозяйствующий субъект обязан уплачивать весь перечень налогов, установленных Налоговым кодексом, согласно применяемой им системы налогообложения. Налогоплательщик не имеет права отказаться от исполнения налоговой обязанности. Именно это отличает налоговые платежи от безвозмездных перечислений, предусмотренных Бюджетным кодексом (ст. 41Бюджетного кодекса РФ), хотя и те и другие платежи составляют доходы бюджета.
Вместе с этим налоговые платежи носят безвозвратный характер. При применении налоговых льгот или в случае возникшей переплаты налога или неправомерного его взыскания, а также взыскания недоимки Налоговый кодекс предусматривает зачет или возврат из бюджета соответствующих излишне уплаченных денежных средств. При этом следует отметить, что, как правило, применяется именно зачет, а не возврат.
Закон предусматривает налогообложение практически всех хозяйствующих субъектов, за немногим исключением. Посредством законодательства осуществляется управление налоговой системой. При этом преобладает императивный метод правового регулирования, представляющий собой четко детализированную юридическую регламентацию всей системы налогообложения. Кроме того, еще одной отличительной чертой налоговых платежей среди всех остальных доходов бюджетов является их односторонний характер. При этом основным юридическим элементом таких правоотношений выступает обязанность налогоплательщика уплатить законодательно установленные налоги и сборы и, соответственно, право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной их уплаты.
Кроме того, наряду с обязанностью уплаты налогов им присущ также принудительный характер их взимания, являющийся отдельным специфическим признаком налогов. Сущность принудительного характера заключается в обеспечении выполнения налоговой обязанности и возмещения ущерба, понесенного бюджетом в результате ее неисполнения. При этом законом устанавливаются меры принуждения к уплате налогов. Данные меры носят правовосстановительный характер, обеспечивающий погашение недоимки и возмещение ущерба бюджету от несвоевременной и неполной уплаты налога, а также они выступают в качестве штрафных санкций, возлагаемых на неплательщиков дополнительных выплат в качестве меры ответственности и наказания.
Следующим признаком налогов, как уже было отмечено, является их безвозмездность. Иными словами, уплата налогового платежа не предусматривает встречной обязанности государства совершить в пользу налогоплательщика конкретные действия. По мере уплаты налогов налогоплательщик не получает какой-либо материальной выгоды, т.е. не приобретает какие-либо материальные блага или права. Исходя из этого, признак безвозмездности отличает налоги от сборов, которые, так или иначе, носят возмездный характер. Исполнение обязанности по уплате сбора предполагает возникновение встречных действий государства в интересах налогоплательщика, т.е. выдача лицензии, патента, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Таким образом, после уплаты сбора налогоплательщик вправе требовать от государства совершения им соответствующих действий.
В соответствии с законодательством налог является денежным платежом, взимаемым с организаций и физических лиц в наличной или безналичной форме. При этом средством платежа выступает валюта Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
 
Прокурор Вохомского района
 
младший советник юстиции                                                                      С. М. Добров