Вы здесь

Интересные факты о муниципальном районе

Еще недавно поселок Вохма имел два названия: Вознесе­нье - Вохма. Вознесенье — по престольному религиозному празднику, а Вохма — по ре­ке. Первое название почти забы­лось, второе осталось и сохра­нилось за поселком до сегод­няшнего дня. Интересно, что к слову Вохма народ часто добавляет «золотое дно». Вох­ма — золотое дно! К чему бы это? Золота в наших краях не добывали, хотя и ходили слухи, что в верховьях реки Вохмы на ее притоках нахо­дили золотоносный песок. Народная память это объясняет по-другому.

Когда-то давно в верховьях реки Вохмы, около села Тихон, был богатый мужской" мона­стырь. Через Тихон шла тор­говая дорога на Великий Ус­тюг, которую называли Екате­рининским трактом. Не ду­маю, чтобы Екатерина II со­биралась когда-либо проехать по этим местам. Скорее все­го, дорога получила свое раз­витие во время ее царствования, т. е. в XVIII веке.
События же, связанные с «золотым дном», были еще раньше. После окончательного закрепощения крестьян усили­лось бегство крепостных от своих помещиков. Не только Дон спасал от крепостной не­воли. Бежали и в дремучие леса на берега северных рек, отыскивая глухие места для поселений. Шайки беглых лю­дей навещали и Вохомскую землю, а в одно время напали на монастырь и разграбили его. Очевидно, добыча была богатой. Грабители не поже­лали скрыться и замести сле­ды. Наоборот, они создали свой лагерь, в котором и жи­ли некоторое время. Народ­ная молва утверждает, что на этом месте потом выросла деревня Разбойница, которая существует и поныне. Навер­ное, люди из поколения в по­коление передавали, что в этом месте жили разбойники. Скорее всего, название дерев­не дали не те, кто поселился здесь, а жители других дере­вень. "Нового названия эта деревня так и не получила. А что же было с грабителями монастыря? По преданию, они сколотили плоты и поплы­ли с награбленным золотом вниз по реке. Жители дере­вень по реке Вохме решили задержать разбойников и ото­брать у них золото и церков­ную утварь: кресты, чаши и другие предметы церковного обихода, которые были или золотыми, или серебряными. Первая схватка была около деревни Застава Семеновского сельсовета. Здесь грабителей встретили и задержали: Воз­можно, что заставские мужики уничтожили часть разбойников, а другая часть отбилась а продолжала путь по реке.
В селе Георгиевском, те­перешнем Спасс, они подверг­лись новому нападению, бо­лее сильному, чем в Заставе. Разбойники бросили в реку часть награбленных богатств и, кидая золото, приговарива­ли: «Будь ты, матушка Вохма, золотое дно!» Село Георгиевское получило новое название — Спасс. Разгромленная шайка скры­лась в лесу около починка Бушуиха, а потом и совсем исчезла с Вохомской земли. Гово­рили, что около Бушуихи раз­бойники тоже припрятали кое-что из награбленного, и рас­сказы о кладах передавались из поколения в поколение.
Таково народное предание. Проверить его невозможно. Монастырь в Тихоне действи­тельно был. Шайки разбойни­ков в те времена были не редкость. Грабили они и церкви, и монастыри, и бога­тых купцов. Край был глу­хим, а леса непроходимыми. Скрыться в них было самым простым делом: Но я думаю, что в словах «Вохма — золо­тое дно» заключен и другой смысл. Вохма славилась хоро­шими урожаями, собирала много хлеба и вывозила его на продажу в Котельнич, Ве­ликий Устюг, Вятку, Шабалино и соседнее Поназырево. Вохма давала много товарного льна, кож, мяса и масла. В представлении соседей она была золотым дном, так как эти слова со временем стали относиться не к одной реке, а ко всему вохомскому краю.
«Вохомская правда» А. Борисов
 
Легенда о возникновении деревни Рай
Это было много лет назад, пролегал через эти места почтовый тракт, ведущий на север. И стояла на этот месте ямская станция, вроде бы ничего особенного; полтора дома в чистом поле, ночлежка. да лошадиное стойло...
Но вот однажды, в году этак 1680, заехал в эти места на пути в Никольск один знатный вельможа, измучился в дороге, притомился. А местные смотрители возьми да и приголубь барина: как говорится, подобрали, обогрели, накормили знатно, водочки поднесли, баньку истопили, лошадей новых дали… Разомлел барин, обрадовался. А уезжая, блаженно промолвил» «Хорошо-то как! Точно в Раю побывал». С тех пор и прилепилось к месту название «РАЙ». (первоначальное название до нас не дошло).
Со слов Травина Виталия Васильевича
1925 года рождения записал Попов Сергей
Преданье о Марфе.
( о деревне Иерусалим)
По рассказам очевидцев жители нашей местности в далекие времена вывали в Иерусалиме, одно из преданий гласит. что паломничала в Иерусалиме и жительница деревни Выползово Марфа, она дошла до Иерусалима, но, когда возвращалась домой, попала к разбойникам. Два года они держали её, заставляли выполнять чёрную работу. стирать, готовить им пищу, но женщине, благодаря её смекалке, хитрости, изворотливости, удалось сбежать от разбойников. довраться до своей деревни, правда, сильно повредившись умом.
Со слов Борисовой Марии Ивановны 1937 года рождения записал Шишов Александр.
Преданье о Цымлякове Леонтии.
( о деревне Иерусалим)
По рассказам очевидцев, ещё одно преданье сохранилось среди жителей деревни Громово, которое гласит л том, что Леонтий Борисович Цымляков, житель деревни Громово ходил в Иерусалим Богу молиться, ушло у него всё лето, ушёл из дома в мае, а домой вернулся в конце сентября. От Одессы через Черное море плыл на пароходе, вернувшись домой, долго рассказывал о своём путешествии.
Со слов Андреевой Фаины Александровны 1922 года рождения записал Шишов Александр.
Николай Рейнгольдович Шмидт,проживавший в поселке Вохма в 20-е годы, 3 июня 1928 г. первым сигнал бедствия принял SOS раненого при катастрофе, итальянского радиста Джузеппе Бьяджи от с дирижабля «Италия», возвращающегося на базу после сенсационного полёта к Северному полюсу. Сведения были переданы в Москву. На поиски аэронавтов отправились экспедиции из 16 судов, 22 самолётов, более полутора тысяч человек из 6 стран. Но именно советским людям, экипажу ледокола «Красин»  удалось спасти участников полёта
События в Арктике, потрясшие мир 80 лет назад, не забыты и сегодня. Десятки книг, сотни статей. Совместный советско-итальянский фильм «Красная палатка» прошёл по всем киноэкранам мира. В годы войны итальянские партизаны назвали свой отряд именем Бьяджи—Шмидта. А в 1976 г. - лагерь итальянской экспедиции в Гренландии. Учреждён диплом имени Николая Шмидта.
Петр Сидорович Козлов – журналист, один из первых советских драматургов, родился 1 июля 1886г в деревне Малая Мокруша Вохомского района в семье рабочего винокуренного завода.
Неутомимый труженик, писатель-самоучка, талантливый драматург Петр Сидорович вошел в историю советского театра как автор агитпьесы «Легенда о коммунаре». Всего же он написал более 20 пьес. Некоторые из них, такие, как «Коршуны», «Ваня Бачериков» написаны им в Вохме на местном материале.
Владимир Алексеевич Костров член Союза писателей СССР, лауреат ряда литературных премий: Н. Островского, Государственной премии России, Золотой телёнок, им. А. Твардовского, мэрии Москвы, им. И. Бунина, им. А. Платонова,, Большой литературной премии России, премии Российского авторского общества и др. Награждён орденами и медалями. Профессор литературного института им. А.М. Горького, академик МА духовного единства народов мира, вице-президент Международного Пушкинского фонда.
 Владимир Алексеевич родился 21 сентября 1935 года в деревне Власиха Октябрьского района. С 1950 по 1953 годы учился в Вохомской средней школе. Свои первые шаги в поэзии сделал в 10 классе. А. когда учился в МГУ, с увлечением писал стихи для студенческих обозрений.
В 1958 году окончил химический факультет МГУ, работал инженером на заводе, затем корреспондентом журнала «Техника-молодежи».
Стихи Владимира Кострова стали появляться в печати в конце 50-х годов. Вскоре мастерство и дарование молодого поэта были замечены в литературных кругах. Его стихи печатались в коллективных сборниках, в журналах. Он был принят в Союз советских писателей. Первая книга стихов в коллективном сборнике «Общежитие» вышла в 1961 г.
Костров много сделал и делает для отечественной литературы. Занимается переводами национальных поэтов. У В.А. Кострова прекрасная поэтическая доля, много сборников стихотворений, не залеживающихся на прилавках, немало умных и страстных статей о поэтах и поэзии, где именно он провозгласил в последние годы славу демократическому направлению лирики. Провозгласил и крепко стоит на своём.
      Попов Леонид Николаевич родился 25 августа 1947 года. Окончив Московский геологоразведочный институт, работал инженером – геологом в Забайкалье и Центральных Кызылкумах. «Дедовский угол был ему тесен». В 1979 г. вернулся в Вохму. Работал в редакции районной газеты «Вохомская правда». На страницах этой газеты в 1980 г. были впервые опубликованы его стихи. Он успешно участвовал в VIII Всесоюзном и I Всероссийском совещаниях молодых писателей. Стихи Л. Попова публиковались в журналах «Смена», «Север»,   «Москва», «Наш современник», в коллективных сборниках.
В 1987г издана первая книга лирики «Февральская синица», после издания которой, Леонид Николаевич был принят в Союз писателей России. В 1993г выходит книга «Обреченный на любовь», в 1997г – «Лета нашего итог». В 2003г к юбилею села Вохма издается поэтический сборник «Звезда над порогом», в которую вошли стихи разных лет, как ранее напечатанные, так и новые. В 2004 году выпущен сборник частушек Вохомского района, собранных Л.Поповым. Многие стихи переложены на музыку, которую он писал сам и в соавторстве с Т.М. Адеевой – преподавателем Детской музыкальной школы.

Умер Леонид Николаевич Попов 28 июня 2004 года.