Вы здесь

Перспективы развития туризма в Вохомском муниципальном районе

Вохомский район расположен на северо-востоке Костромской области, и является наиболее удалённым районом от областного центра. Численность населения, проживающего на территории 3393 км2, на 01.01. 2009 года составила 12 252 человека.

В районе насчитывается 184 населённых пункта. Районным центром является п. Вохма, расположенный в 500 км. от областного центра.
История Вохомского края уходит своими корнями вглубь веков. По словам летописи, здесь жили всякие народы: « весь, меря, емь, пермь, печера, угра», объединенные позднее под общим названием « чуди заволоцкой». Колонизация края русскими началась со стороны Великого Новгорода, а позднее – и со стороны Ростово-Суздальской Руси и протекала мирно. Местное население было малочисленным, и для пришельцев имелось много свободных земель.
Наиболее древним центром этих земель является находящееся неподалёку от с. Спас, к северу от районного центра, недавно открытое и исследованное костромскими археологами городище Городок – ремесленно-торговое поселение, близкое к поселению городского типа, выполнявшее военно-оборонительные функции. Городок возник в 12 в. и просуществовал до конца 17 века.
Основной комплекс поселений на территории края сложился к концу 15 века. К этому времени следует отнести и появление большинства наших сёл. Самыми древними являются: с. Тихон (1470 г.) с. Кажирово (1592 г.), с. Хорошая – Круглица ( 1628 г.), с. Никола ( конец 16 в.)
На вохомской земле никогда не было крепостного права, её не топтала татарская конница. Вот почему, люди этого края имеют самобытные обычаи, обряды, фольклор и даже говор, отличающийся от других районов области.
Старинное русское село Вознесенье (Вохма) возникло на перекрёстке древних торговых путей. Своё название оно получило по центральной церкви Вознесения Христа Спасителя, построенной в 1740 году, и было центром Вознесенской волости, расположенной в бассейне реки Вохма и входящей в состав Никольского уезда Вологодской губернии. Выгодное географическое положение способствовало развитию торговых отношений с соседями.
Существует много легенд и преданий о богатстве края. До сих пор, Вохму называют «золотым дном».
Золота в наших краях не добывали, хотя и ходили слухи, что в верховьях реки Вохмы на её притоках находили золотоносный песок. Народная память это объясняет по- другому.
Когда-то давно в верховьях реки Вохмы, около села Тихон, был богатый мужской монастырь. Через Тихон шла торговая дорога на Великий Устюг, которую называли Екатерининским трактом. Дорога получила своё развитие во время царствования Екатерины П, т.е. в 18 веке.
События же, связанные с «золотым дном», были ещё раньше. После окончательного закрепощения крестьян усилилось бегство крепостных от своих помещиков. Бежали в дремучие леса на берега северных рек, отыскивая глухие места для поселений. Шайки беглых людей навещали и вохомскую землю, а в одно время напали на монастырь и разграбили его. Очевидно добыча была богатой. Грабители не пожелали скрыться и замести следы. Наоборот, они создали свой лагерь, в котором и жили некоторое время. Народная молва утверждает, что на этом месте потом выросла деревня Разбойница. По преданию, грабители монастыря сколотили плоты и поплыли с награбленным золотом вниз по реке. Жители деревень по реке Вохме решили задержать разбойников и отобрать у них золото и церковную утварь: кресты, чаши, и другие предметы церковного обихода, которые были или золотыми, или серебряными. Первая схватка была около деревни Застава Семёновского сельсовета. Здесь грабителей встретили и задержали. Возможно, что заставские мужики уничтожили часть разбойников, а другая часть отбилась и продолжала путь по реке.
В селе Георгиевском, теперешнем Спасс, они подверглись новому нападению, более сильному, чем в Заставе. Разбойники бросили в реку часть награбленных богатств и, кидая золото, приговаривали: « Будь ты, матушка Вохма, золотое дно!» Разгромленная шайка скрылась в лесу около починка Бушуиха, а потом и совсем исчезла с Вохомской земли. Говорили, что около Бушуихи разбойники тоже припрятали кое- что из награбленного, и рассказы о кладах передавались из поколения в поколение.
 
ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО, СОСНА
 
Чудом природы называют в Вохме уникальную сосну близ деревни Крадихино у ручья с необычным названием Киска. Возраст этого дерева насчитывает более трёх веков. По решению главы администрации района и решению главы администрации области с 1993 года ( № 94 от 1.03.93г. администрации Вохомского района) сосна взята на учёт в районном и областном комитетах охраны окружающей среды и природных ресурсов. В администрации Семёновского сельского поселения хранится паспорт и охранное обязательство. Два умельца из Воробьёвицы Н.В.Дудолатов и В.А. Плеханов изготовили и установили около сосны изумительной красоты беседку. О сосне в народе сохранилась легенда, которая передавалась из поколения в поколение. После ограбления Тихоновского монастыря разбойники пытались унести награбленное: часть из них отправилась вниз по реке, а остальные уходили берегом. Местные жители преследовали грабителей, и те, спасаясь от погони, закопали часть сокровищ под сосной у деревни Крадихино. Да не просто закопали, а с заветным словом. И лежит там клад и по сей день – никому в руки не даётся. Много было любителей поживиться, но не знали     они заветного слова. Не раскрывает сосна свою тайну.
 
 
Р А Й
 
Дорогу в рай в разное время пытались указать многие довольно неглупые люди – Данте с Вергилием, например, Мильтон, Гете, - и все попадали пальцем в небо. Меж тем Рай существует.
Вы всё ещё сомневаетесь есть ли рай? А зря. Рай действительно существует. Находится он аккурат перед самым Ерусалимом. Конечно, обнаружить его не так-то легко: на автомобильных картах он, увы, не значится. Однако в действительности попасть в рай оказалось значительно проще, чем принято считать. Секрет в том, что находится он не где-нибудь, а прямо у нас в глубинке Костромской области, в Вохомском районе. От областного центра всего-то проехать 473 км и вы в Раю. Точный адрес следующий: Россия, Костромская область, Вохомский район, почтовое отделение Лапшино, деревня Рай.
Каким образом появился Рай в российской глубинке, остаётся только догадываться. Однако у местных жителей на этот счёт существует своё мнение и своя особо почитаемая легенда. Когда-то в незапамятные времена, пролегал через эти места почтовый тракт, ведущий на север. И стояла на этом тракте ямская станция. Вроде бы, ничего особенного; полтора дома в чистом поле, ночлежка да лошадиное стойло… Но вот однажды, приблизительно в 1680 году, заехал в эти места на пути в Никольск один знатный вельможа. Измучился в дороге, притомился. А местные смотрители возьми да и приголубь барина: как говорится, обогрели, накормили знатно, водочки поднесли, баньку истопили, лошадей новых дали… Разомлел барин, обрадовался. А уезжая, блаженно промолвил: «Хорошо-то как! Точно в раю побывал!» С тех пор и прилепилось к месту такое называние.
Не прошло и тридцати лет, как вокруг почтовой станции выросла деревня, а по соседству с Раем, словно исполняя законы жанра, возник… Ерусалим. Действительно ли на рубеже 17- 18 веков там жили потомки паломников из святой земли, доподлинно неизвестно. Но слухами земля полнится, и имя ерусалимца Леонтия Цимлякова, совершившего в одиночку паломничество в Палестину и обожавшего рассказывать о своих странствиях день и ночь, местные жители помнят и ныне.
 
ГОРОДИЩЕ – ГОРОДОК
 
В 2001 – 2002 гг. в Вохомском районе Костромской области проводились археологические раскопки интересного памятника, получившего название «Городище – городок». Городище было известно с 17 века.
Городище- городок расположен на останце у подножия коренной террасы левого берега Р. Вохмы, правый приток – р.Ветлуги, левый приток – р. Волги, в 100 м к западу от села Спас (Семёновская сельская администрация) Вохомского района. Место, занимаемое городищем, в обиходе местных жителей прозвано как «Золотое дно». Размеры городища 160 х 20-40 м по направлению север- юг – запад- восток соответственно. Останец возвышается над урезом воды р. Вохмы около 5м и на 3м над уровнем старицы. Площадка городища задернована. Анализ культурного слоя городища позволяет говорить, что первопоселенцы приходят сюда в 12 веке. Наиболее интенсивно городище развивается в древнерусский период, а именно: в 13- 15 веках,- продолжая существовать и в 16-17 веках. Позднее, с конца 17 века, видимо, в связи с переносом центра поселения на верхнюю террасу левого берега р.Вохмы, с развитием там русого села Спас, а также с отсутствием опасности военных и грабительских набегов, жизнь городища затухает.
 Городок древнего происхождения служил защитой от бродячих грабителей.Писец Никита Вышесловцев в 1626 году писал в переписных книгах, что есть волость Вохма и в ней погост на речке Вохма, а на погосте церковь Преображения Господня деревянная, да в Городке церковь Святаго Великомученика Георгия – деревянная, а в церквах: обряды и книги, и свечи, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и всякое церковное строение мирское и приходских людей. Городок на реке Вохма был рублен, а нынче поставлен острог стоячий, а в городке шесть пищалей запальных, да шесть пищалей ручных, 150 ядер железных да три слитка свинцу, 5 фунтов зелья, 20 стрел.
Предполагают, что в те далёкие времена такие крепости строились для защиты от чуди.
 
 
ДЕРЕВНЯ БАБЬЯ
 
По рассказам очевидцев, основательницей деревни явля­ется женщина, в простонародье «баба». А дело было так. Первое поселение было в лесу, вдоль «пустого лога». Это небольшой ручей, протекающий в глубине леса. Берега его крутые и обрывистые. Вот одна семья перво­начально и облюбовала себе это место. Как-то куры той женщи­ны почти на полтора километра перелетели из дома и уселись на месте будущей деревни, женщина обнаружила своих пропавших кур и решила построить тут дом. Так и пошла деревня, начала раз­растаться - уж больно место кра­сивое, а назвали её Бабья по полу основательницы - женщи­ны.
Другая легенда связывает происхождение этого названия с ограблением Тихоновского монастыря. Будто деревню ос­новали люди, которые занима­лись грабежом и разбоем. Что­бы правительственные власти не смогли их найти, наказать их семьи, свою деревню они осно­вали в глухом лесу у ручья, который назывался Пустым Ло­гом. Жили здесь женщины и дети, а мужья занимались грабежом и разбоем и появ­лялись в деревне редко. Вот отсюда и название Бабья (женская) деревня. Так оно или нет, но до сих пор в глу­хом лесу есть место, которое местные жители называют Пустым Логом.